Вьетнам остроконечная шляпа с сеткой. Что такое шляпа «Нон Ла»? Простой вариант изготовления шляпы

  • 07.05.2024

«Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя. Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах. Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад. Среди конических шляп, Нон Ла вьетнамского народа образует идеальный прямой круговой конус, который плавно сужается от основания к верхушке. Специальные конические шляпы Вьетнама содержат красочные изображения или слова, в то время как шляпы Хюэ славятся своими «Нон бай тхо» (буквально: поэма конического головного убора). Они содержат поэтические строки. Сегодня она стала частью национального костюма Вьетнама.

Женщина едет на велосипеде в традиционной шляпе, известной как Нон Ла на мосту через реку Тху Бон в Хойане, Вьетнам 5 апреля 2016 года. Шляпы делаются из подручных материалов, таких как пальмовые листья, кора дерева и бамбука.

История Хойана с оживленным торговым портом проявляется на протяжении всей архитектуры города, представляя из себя смесь эпох и стилей, с традиционными деревянными вьетнамскими домами, храмами и французскими колониальными зданиями.

Женщина в традиционной шляпе «Нон Ла» продает завтраки на Японском мосту в Хойане, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Вьетнамская традиционная шапка, известная как Ла, висит на дереве в Хойане, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Женщины в традиционных головных уборах «Нон Ла» сидят на рынке в Хойане, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Женщина в традиционной шляпе «Нон Ла» подметает вход в музей Хойана, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Женщины в традиционных головных уборах «Нон Ла» продают фрукты в Хойане, Вьетнам, 4 апреля, 2016 года.

Женщина в традиционной шляпе «Нон Ла» работает на рисовом поле за пределами города Хойан, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Женщина в традиционной шляпе «Нон Ла» продает еду на завтрак в Хойане, Вьетнам 5 апреля 2016 года.

Азиатская коническая шляпа общепринята в Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, особенно в Бангладеш, Бутане, Китае, Камбодже, Индии, Индонезии, Японии, Кореяи, Малайзии, Мьянме, Филиппинах, части русской Маньчжурии и Вьетнаме. Она держится на голове при помощи подбородочного ремешка. Стиль этой шляпы используется в основном для защиты от солнца и дождя.

Когда она выполнена из соломы или рогожи, ее можно окунуть в воду и носить в качестве импровизированного испарительного охлаждающего устройства. На Филиппинах такие шляпы носят крестьяне, но и даже дворяне в богатых вариациях с драгоценными камнями или изготовленные из панцирей черепах.

Такие шляпы носили туземные солдаты, особенно в испанской колониальной армии в последние годы испанского колониального периода. Аналогичным образом в Индии и Борнео, простые конические шляпы носили простолюдины во время повседневной работы. В Сабах красочные конические шляпы носят для определенных танцев, а в Ассаме их развешивают на домах как украшение или носят для особых случаев. В Китае такие шляпы, как правило, связаны с фермерами. Во Вьетнаме, название «Нон Ла» («Non la») переводится, как «шляпа лист». Образы подобных шляп были выбиты на барабанах Нгок Лу около 3000 лет назад.



Эта шляпа была изображена на антиквариате - на бронзовом барабане Нгоклу, на бронзовом сосуде Даотхинь 2500-3000 лет назад.

В ходе истории, просуществовав в течение разных эпох, шляпа нон меняется как по фасону, так и по материалу, из которого она сделана. В начале, когда еще не было инструмента для шитья, шляпа была вязаная. А современная пальмовая шляпа, шитая с применением иголки, появилась уже в железном веке (примерно в третьем веке до н.э.).

Материал для пальмовой шляпы не сложен - листья пальмы Sabal palmetto, нитка из волокон лесного растения, очень упругая для шитья (теперь используют нейлоновую нитку для этой цели), и бамбук для каркаса и обруча. Пальмовые листья собирают, когда они еще зеленые и мятые, и мастера гладят их тряпичной вязькой на раскаленном железном листе. Здесь важно отрегулировать температуру - высокая температура делает листья хрупкими, пожелтевшими, а низкая температура делает листья гладкими только на первое время, затем они опять становятся мятыми. После глажения листья держат еще над огнем горящей серы, чтобы листья лучше отбеливались, и чтобы предохранить их от развития плесени и поедания разными насекомыми.

Для каркаса и обруча шляпы выбираются стволы бамбука с длинными поленьями, их размещают на потолках кухни - дым делает бамбук устойчивым к плесени и насекомым. В деревне Чуонг (уезд Тханьоай, Ханой), известной производством качественных шляп, готовят каркас шляпы из 16 обручей. Красота шляпы очень во многом зависит от умелых рук мастера. При шитье шляпы мастера должны делать ровные петли, одного размера. Обычно нити для шитья шляпы имееют разные длины, и их необходимо соединить при шитье. Умелый мастер может спрятать узлы соединения нитей так, что при осмотре шляпы мы видим только красивые, ровные петли шитья.


Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца - таким шляпам дали название «шляпа - стихотворение».

Вьетнамцы носят пальмовую шляпу и во время полевых работ, по пути на базар или на народных празднествах. Неудивительно, что вьетнамцы привязаны к этой простой шляпе, где бы не встречали ее в нашем мире.

Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе - скрываться за ней для поцелуев во время свиданий

Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая - от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).

Исторически сложилось так, что головные уборы стали визитной карточкой всех стран и народностей, например, в США - это бейсболка, в Великобритании - полицейский шлем, в Греции - шапка рыбака, а во Франции - берет. Во Вьетнаме это крестьянская конусообразная соломенная шляпа. Несмотря на то, что это, прежде всего, головной убор самых простых крестьян, «Non la» очень красиво смотрится с длинным платьем «Ао Зай».

Вьетнам не был бы Вьетнамом, если бы не привязал возникновение соломенной шляпы к какой-нибудь легенде. По этой легенде некогда жила очень высокая женщина, которая постоянно носила волшебную шляпу, сделанную из четырех круглых листьев соединенных бамбуком. Где бы ни появилась эта женщина, тучи моментально расходились, а погода становилась лучше. Она передавала свои знания людям и научила их выращивать овощи и деревья, а после этого таинственным образом пропала и оказалась в раю. С тех пор люди стали делать шляпы как у той женщины и верили, что они защитят их от солнца, дождей и от всех невзгод.


Конусообразная соломенная шляпа «Non la» изготавливается из соломы и держится на голове благодаря шелковой ленте. Традиционно считается, что этот головной убор наиболее распространен среди фермеров и крестьян. Форма шляпы позволяет защитить голову от палящих лучей солнца, а в дождь соломенная шляпа «Non la» служит в роли зонта. Кстати, дожди во Вьетнаме идут очень часто. Бывает несколько месяцев подряд. Шляпу можно использовать и в качестве корзины для сбора овощей, и в качестве емкости для воды. Ею очень удобно обмахиваться в жару, т.е. использовать как веер. Молодежь тоже нашла применение соломенной шляпе - скрываться за ней для поцелуев во время свиданий. Но кроме этого, соломенная шляпа «Non la» еще украшает человека согласно вьетнамской этике: красота должна быть нежной и утонченной. Под шляпкой очи, улыбка, белизна шеи девушки кажутся более очаровательными и таинственными.


Вьетнамские девушки заботятся о своей шляпе, как об украшении, как о части своей внутренней, духовной жизни. Иногда крепят маленькое круглое зеркальце на вершине конуса шляпы - для тайного осмотра за собой, соблюдая аккуратность своей внешности. Иногда мастера наносят на пальмовые листья различные узоры, картинки или лирическое стихотворение, которое видно только при взгляде на шляпу против солнца - таким шляпам дали название «шляпа - стихотворение».

Если посмотреть на соломенную шляпу со стороны, то может создаться впечатление, что изготовить ее - пара пустяков. Но, поверьте, это далеко не так! Это безумно кропотливый труд, требующий максимальной сосредоточенности, выдержки и опыта. Итак, каков же процесс изготовления соломенной шляпы «Non la»?


Во время сухого сезона катафиллы (недоразвитый лист) бамбука разделяют на тонкие полоски. После этого их сразу же погружают в воду, чтобы они не расслоились и не поломались. Пальмовые листья очищаются песком и высушиваются до белого цвета. Чем сильнее «жарит» солнце, тем белее будут листья. После «загара», чтобы сделать листья еще белее и закрепить этот цвет, листья пальмы обрабатываются серой, выглаживаются и разделяются на полосы. Сшивание всех частей в одно целое требует просто нечеловеческого терпения и усидчивости.


Знаменитую вьетнамскую шляпу можно купить практически в любом месте, где продаются сувениры. Почти в каждом городе Вьетнама шляпу можно приобрести на центральном рынке. Стоимость такой соломенной шляпы несправедливо низкая - от 10,000 до 100,000 донгов (от 0,5 до 5 у.е.).

Часто головной убор является визитной карточкой страны. При слове «Вьетнам» сразу же представляются зелёные поля и крестьяне в оригинальных светлых головных уборах, собирающие рис. Как называется шляпа, которая испокон веков защищала трудолюбивых вьетнамцев от солнца и дождя и продолжает это делать по сей день – об этом в нашей статье.

Конический головной убор, сделанный из высушенной травы или листьев пальмы, называется нон. Материалом для плетения выступают широкие листья тропических растений, которые жаркое солнце высушивает добела и обработанные прутья из бамбука. На голове надёжно фиксируется шелковой лентой.

Есть две разновидности подобных уборов:

  • Нон ла – шляпа-лист, самая распространённая модель.
  • Нон бай тхо – шляпа-стихотворение. Называется так, потому что на поверхность снаружи мастер наносит стихи, которые можно увидеть только на просвет.

Важно! Разновидности шляпы нон не только конические, распространённая на севере страны нон куаи тхао – плоская, с небольшими полями.

Плетут нон ла только вручную и квалификация мастера должна быть высокой, иначе огрехи будут видны всем. Некоторые деревни живут этим промыслом. Дети учатся у родителей чистить, высушивать, прессовать, раскладывать, сшивать листья. Вкратце процесс можно представить так:

  • сбор зелёных пальмовых листьев;
  • проглаживание их на разогретом металле;
  • обработка горящей серой против плесени, насекомых и для закрепления белого цвета сырья;
  • соединение 16 обручей из бамбука для каркаса шляпы;
  • поэтапное размещение листьев на нём и сшивание их прочной нитью.

Вьетнамский головной убор всегда выглядит так, словно его касалась не человеческая рука, а неведомый волшебник создал подобное совершенство. Стежки ровные и выверенные, узлов соединений никогда не видно, форма нон ла и длина полей идеальны.

Справка! Подобные шляпы есть и в других азиатских странах: Китае, Корее, Японии, Камбодже. Называются он по-разному, но коническая форма едина для всех разновидностей.

История возникновения

Появление шляпы оригинального фасона связано со старинной легендой. Она повествует о некой женщине, высокой и прекрасной, которая появлялась в разных поселениях. Природа благоприятствовала странствиям: при её приближении вместо туч и дождя сразу же устанавливалась замечательная погода. На голове у неё была чудесная шляпка, состоящая из листьев и бамбука.

Вьетнамцы научились у неё возделыванию полей, выращиванию деревьев, овощей и фруктов. Наступил момент, когда женщина перестала появляться, она исчезла, и никто не знал, почему это произошло. Но все были уверены, что волшебница теперь в раю. Для защиты от жары и ненастья, от невзгод и болезней жители страны стали делать такие же шляпы, как у их покровительницы. Вера в их чудодейственную силу живёт в народе до сих пор.

Азиатская шляпа в наше время

Нон ла удобна, практична и выручает во многих жизненных ситуациях:

  • защитит от палящего солнца;
  • послужит зонтиком в дождь;
  • замаскирует зеркальце на внутренней стороне шляпы у некоторых девушек;
  • используется как корзина для фруктов и овощей;
  • после погружения в воду, чуть отжатая, будет охлаждать от жары;
  • станет при необходимости ёмкостью для переноса воды.

До сих пор подавляющее большинство населения хранит верность национальному головному убору. Конечно, вьетнамская шляпа дорога прежде всего жителям провинций. Стар и млад в городках и сёлах ходят в нон ла. Молодые люди используют её для признаний в любви – в подаренной шляпе девушка найдёт записки и стихи, или для любимой сразу же приобретается нон бай тхо с романтическими строками. Молодёжь крупных городов одевается по-другому. Национальный головной убор надевается в дни праздников или на свидания. Ведь в нём так удобно прятаться от взглядов прохожих при поцелуе.

Один из самых запоминающихся образов Вьетнама – нон – шляпа конической формы из пальмовых листьев. К слову, вьетнамцы с древних времен использовали разнообразные головные уборы – другой формы и из других растительных материалов. Но именно шляпа нон стала самой популярной в стране и в мире.

Особенности конструкции

Нон – экологически чистый головной убор, созданный исключительно их природных материалов. Используются пальмовые листья, высушенные добела тропическим жарким солнцем, и бамбуковые прутья, обработанные специальным образом.

Из невероятно прочных и одновременно гибких прутьев изготавливают кольца различные по диаметру. Это каркас будущей шляпы. Для одного головного убора требуется минимум 15 таких колец с постепенно сужающимся диаметром: от самого большого диаметром в 40 см до самого маленького ободка диаметром в 4 см.

Поверх колец накладываются пальмовые листья и затем сшиваются нитками, изготовленными также из натуральных волокон. Современные масштабные производства по изготовлению шляп нонов используют тонкую леску.
Размер вьетнамских шляп – единый универсальный, выработанный на протяжении веков.

Многофункциональная шляпа

Вьетнамское изобретение – шляпа нон – многофункциональный головной убор. Главное предназначение нона – защита головы человека от палящего солнца и тропического дождя. В душную погоду она служит вполне эффективным опахалом.

На этом функции удивительной вьетнамской шляпы не заканчиваются.

Время от времени вьетнамцы используют нон как посуду для еды или тару для фруктов. Головной убор из качественных материалов великолепно удерживает воду. Поэтому его можно применить в качестве черпака – для того чтоб умыться-освежиться на берегу водоема или утолить жажду, зачерпнув из кристально чистого горного потока.

Натуральные вьетнамские шляпы широко используют интерьерные дизайнеры для украшения помещений. А предметы, стилизованные под нон, используются в культурологических инсталляциях. Во многих национальных парках Вьетнама установлены фонари, имитирующие по форме легендарную коническую шляпу.

Любопытные факты использования шляпы-конуса дошли из 1980-х. В годы послевоенного дефицита товаров народного потребления вьетнамцам приходилось выстаивать огромные очереди в магазинах. Поскольку персональный нон воспринимается как идентификатор своего хозяина, вьетнамцы запросто оставляли шляпу вместо себя «держать очередь», когда самим требовалось куда-то отойти.

Из сферы духовной

Утилитарные цели – не единственная сфера использования уникального головного убора. Например, при помощи шляпы нон чиновники разработали специальную систему условных знаков и обменивались ними во время публичных встреч.

Вьетнамцы знают более романтичные и возвышенные способы применения чудесной шляпы. Вьетнамские юноши, например, эффектно ее задействуют для признаний возлюбленным в своих чувствах. На этот случай готовят особый нон – поэтический. Его необычность в том, что между слоями листьев вложены картинки с лирическими сюжетами и записочки-стихотворения – собственного сочинения или известные цитаты знаменитостей.

В современном Вьетнаме нон не утратил своей популярности. Островерхие шляпы-конусы в повседневном обиходе у провинциальных жителей – мужчин и женщин, стариков и юнцов, крестьян и горожан. В крупных городах шляпы чаще носят иностранные туристы.