Заготовка и хранение бересты. Обработка бересты Выделка бересты

  • 27.01.2024

Заготовка
Заготовлением берёсты занимаются в жаркий летний период: с середины июня до середины июля. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она напрочь пристаёт к пробочному слою. Однако можно заниматься заготовкой и в более позднее время. Вплоть до октября месяца на болотистой местности берёза позволяет с определёнными усилиями снимать тёмную бурую кору.
Лента
В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора.
Пласт
Для снятия пласта нужно сделать вертикальный надрез на всю достижимую высоту дерева и отслаивать пластами того размера, в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.
Сколотень (цилиндр)
Спиливать дерево удобнее на высоте 1-1,20 метра. Далее для себя обозначить все потенциальные места. Для снятия сколотня выбирается всё та же белоствольная берёза с наименьшим количеством сучков, трещин и неровностей. Необходимый инструмент: двуручная пила, топор, нож, шпага (сочалка). Для снятия сколотней и напилить дерево на чурки 2,50-3 метра. Для удобства работы лучше организовать место снятие бересты на уровне живота. Снимается берёста сколотнем от комеля к вершинке (но можно и наоборот). Для начала делается надрез по всей длине окружности ствола, чтобы обозначить длину будущего сколотня. Далее сочалка вставляется между стволом и камбием, и производятся движения вдоль ствола, и кора берёзы постепенно отслаивается, сопровождается этот процесс обильным сокоизвержением. Когда после трудных минут отслоения вам покажется что вот оно, сейчас должно совсем сойти с дерева, обхватите двумя руками ствол и немного прокрутите бересту по кругу. Если береста подалась, значит нужно осторожно снимать её со ствола. А осторожно потому, что на стволе под камбием могут оказаться острые выпуклости, которые порвут всю проделанную работу, или утолщение ствола так же сможет испортить сколотень. Фотографии заготовки сколотней можно посмотреть по данной ссылке .

Хранение
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Берестяное лыко сразу после снятия со ствола скручивают в клубки, белой стороной вверх. Лента пролежавшая не скрученая несколько часов становится непригодной для работы. Хорошее правило при скручивании – с одной берёзы один клубок. Это поможет при плетении в мастерской. Однако, если береста тонкая и количество сучков и трещин на берёзе не позволяют снимать бересту в полный рост, то клубки можно скручивать из лент разных деревьев.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок или листов фанеры, а сверху помещается груз, чтобы во время хранения пласты не скручивались и были пригодны для работы. Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставался некоторый промежуток для просушки. В клубках и пластами береста может храниться годами. Особых условий для хранения сколотней нет.
Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определённое время, после чего её можно использовать в работе.

Обработка
Первый этап обработки бересты – снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.
Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, поскольку небольшую солонку невозможно аккуратно изготовить из толстых лент, и наоборот, большой пестерь будет походить на бумажный конверт при тонкослойном материале. Отсюда делаем вывод, что расслоение бересты представляет собой довольно сложный и важный этап при подготовке материала к плетению.
Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.

Плетение
Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности. Основные приёмы плетения можно посмотреть в разделе "Мастер-класс" .

Работа с пластом
Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Дополнительный материал: корень хвойных деревьев (сосна, ель), ивовый прут, черёмуховый прут, берестяная лента. Некоторые приёмы работы с пластом вы найдёте в разделе "Мастер-класс" .

Изготовление туеса
Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.
Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.
При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Для загибания кромки сколотня необходимо несколько секунд подержать один край в кипящей воде, а затем загнуть на рубашку. То же самое проделать и с другим краем. На самом деле всё не так просто и без визуального ряда никак не объяснить весь процесс выворачивания сколотня. Пусть это останется не секретом мастера, а задачей авторам на будущее.
Донце и крышка изготовляются как круглой, так и овальной форм. Существует множество способов изготовления крышек в зависимости от места бытования ремесла и промысла. Подходящая порода дерева, например, ель, сосна.
В некотором виде можно посмотреть схемы замков, оплетение, крышки по данной ссылке .

Тиснение

Для того, чтобы было веселее делаются на туесах тиснёные рисунки, так говорил дед Мартын, изображая забавные сценки из своей деревенской жизни на Мезени. Но так же делаются тиснёные рисунки и для красоты, чтобы стоял туесок с гречкой на кухонной полке и красовался. Тиснение, прежде всего, - это красота, уместность, полнота орнамента. Орнамент - основа рисунка. В связи с этим можете посмотреть орнамент на туесах Фатьянова М.Ф, Шутихина А.В. и др., а так же полистать книги по орнаменту.


Резьба
Резьба по берёсте различается на геометрическую и резьбу растительного орнамента. Технология прорезания обусловлена твёрдостью руки, качеством материала и качеством инструмента. Прорезается рисунок по разному - по пласту рубашки, либо уже по готовому туесу, хотя второй вариант не технологичен. Самая известная прорезная береста - шемогодская .

Процарапывание
Процарапывается береста, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы.

Роспись
Роспись по берестяным изделиям можно посмотреть в разделе "Статьи" .

Выделка дёгтя
Вдали от деревень, как правило в лесу, строили небольшие смолокуренные заводы. На этих заводах выгоняли из листов берёсты три жидких компонента: дёготь, скипидар и пек. Дёготь применяли для смазывания обуви, а так же совместно с пеком использовали при строительстве лодок.
Для выгона этих трёх компонент изготовляли три больших глиняных чана. Чаны последовательно соединяли трубкой так, чтобы жидкость могла переливаться из первого в последний сосуд. Первый чан имел только одно отверстие для соединяющей трубы. Второй же был промежуточным, а по сему имел вход и выход. Третий чан кроме отверстия для трубки имел краник, через который выгоняли конечный продукт. Поскольку данная технология записана со слов Кузнецовой Валентины Дмитриевны (г. Вельск), у которой дед Павел Кузнецов до и после революции занимался выгоном дёгтя, то не весь процесс досконально запомнен из далёкого детства. Поэтому не восстановить в каком чане что выгонялось и как сливалось.
Для выгона дёгтя завод имел в хозяйстве семь лошадей, на которых привозили большие телеги листов берёсты. Работали много и усердно. Был хороший заработок, поэтому в двадцатые годы семьи работников раскулачили, а деда Кузнецова Павла однажды увезли в город и больше его никто не видел. Завод находился в Вельском районе, Шадринский сельсовет, недалеко от деревни Макарьинская.
Под первым чаном располагалась печь (не известно была ли печь под другими чанами?). Этот чан до отказа набивался берёзовой корой и плотно закупоривался. Доступа воздуху не было. При достижении определённой температуры берёста превращалась в тёмную жидкость, которая затем переливалась в другие сосуды. Это весь процесс.

Строительство судна

В разных регионах таежного пояса Земли береста обрабатывается одними и теми же способами и приемами, которые не менялись с древних времен до наших дней. Поэтому совсем не удивительно, что полотуха из Архангельской области по способу изготовления похожа на Birch Bark Basket из штата Аляска, а столетний кузовок народа ханты похож на изделия современного мастера из штата Мэн. Лодка-берестянка с Нижней или Подкаменной Тунгуски по характерным признакам такая же, как с озера Мичиган. Различаются они только способом декорирования и орнаментом, что похоже, не удивительно. Каждый народ имеет собственное национальное самосознание и собственное лицо.
Берестяные каноэ индейцев Северной Америки внесли огромный вклад в дело освоения европейцами нового для них континента. На каноэ по рекам и озерам передвигались сначала первопроходцы, затем промышленники и торговцы, после – переселенцы с миссионерами. Удобней и доступней для первопроходцев Америки средства передвижения не было (смотри полный текст статьи автора Шутихина А.В. по адресу).

Последовательность изготовления современной берестяной лодки можно посмотреть .

Ниже представлены фотографии и схемы последовательности изготовления берестяной лодки.





























Фотографии с американского сайта
http://www.acbs.org и других.

Основной инструмент
Все кто занимается работой с берёстой пользуются каким-то определённым набором инструмента. Одинаков ли он у всех? Его перечень? Почему есть различия в названиях, формах, материале и прочее? Попробуем ответить на эти вопросы.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика - это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла. С его помощью расширяются промежутки между сплетёнными лентами, за счёт этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
Набор инструмента мастера, который работает с пластовой берёстой расширяется. Это и шило для прокалывания отверстий для прошивания пластов между собой, и инструмент для заготовки и обработки соснового корня - металлический крюк/скоба для вытаскивания корней из земли, инструмент для очистки корня (несколько видов такого инструмента), инструмент для расслаивания корней.
Набор мастера изготовляющего туеса дополняется пробойником - инструментом для пробивания замков, инструментом для обработки дерева, киянка используется для вколачивания донца в сколотень, чеканы для подчёркивания красоты туеса и некоторые другие специфичные инструменты. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.

Перечень основного инструмента:

Изображения некоторых инструментов :


Жестяные шаблоны

Чекан из текстолита

Чекан деревянный

Чекан из текстолита

Коточики костяные

Киянка

Металлическая линейка

Набор надфилей

Нож

Нож

Ножницы

Пробойник

Шило с утолщённым жалом

Шило с утончённым жалом

Стамеска плоская

Циркуль

Циркуль

Типы ленторезов
Ленторез предназначен для нарезки берёсты в виде лент (полос, лычек). Ленторезы условно можно разделить на две группы: инструмент для выравнивания ленты берёсты из клубка и инструмент для нарезки полос из пласта. Отличие в том, что первый инструмент обрезает с двух сторон, а второй только с одной. Лента используется для плетения крупных и сложных предметов. Полосы используются для плетения небольших изделий, сборных изделий (например, шаркунок) и как вспомогательные. Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закреплённых на плоскости для протаскивания ленты или под определённым острым углом. Ширину ленты задаёт расстояние между ножами. Так же известен инструмент, режущая часть которого выполнена из двух пар вращающихся на оси заточенных шайб. Ленторез для полос выполняется как в настольном, так и ручном виде. Один край обрабатываемой берёсты касается упора (деревянный, например), а другая сторона режется одним или двумя ножами, которые находятся в одной плоскости.
В вельском краеведческом музее находится ленторез, выполненный в виде корневой прялки, на основание которого нужно было садиться, а лента пропускалась через вертикально закреплённые ножи на горизонтальном бруске на уровне груди. Ширина ленты задавалась клинышками, которые вколачивались между ножей.

Изготовление зажимов
Для начала перечислю известные мне зажимы: канцелярские скрепки и "крокодилы", бельевые прищепки, зажимы из веток деревьев. Мне известно, что один мастер запрещал своим ученикам пользоваться канцелярскими скрепками, а учил делать и использовать свои. Вот мы сейчас быстренько их и сделаем. Срежьте ветку берёзы или черёмухи такой толщины, которая будет удобна для применения. Лучше сделать разные по размеру зажимы для крупных и небольших изделий. Вырезайте палочки из ветки так, чтобы на одном конце был сучёк. Длина может варьироваться от 3 до 10 сантиметров. Противоположный от сучка конец палочки заострите с одной или двух сторон. Затем расщепите её ножом на две равные половины до сучка. Вот и всё.

Изготовление шаблонов
Шаблоны различных размеров удобно использовать, если у вас нет возможности самим сделать или заказать мастеру по металлу ленторез. Шаблоны выполняются из жести. Лучше подходит жесть, которую используют при строительстве, но так же можно вырезать шаблон из консервной банки, затупив края. При отсутствии жести, для временного пользования, можно изготовить шаблон из картона. Ниже приведены схемы изготовления шаблона.


Изготовление чеканов
Чеканы могут быть выполнены из самого различного материала: дерева, металла, кости, текстолита и др. Металлический чекан можно выполнить в форме цветка или солнца. Для этого возьмите гвоздь на 150-200 мм. и напильником сточите острый конец до круга в торце. Затем возьмите треугольный надфиль и наметьте диаметральную среднюю полосу. Далее стачивайте надфилем под углом 30 градусов торец гвоздя от центра к середине. Так можно проделать несколько раз (6 и более). Затем попробуйте сделать оттиск на берёсте. Чеканы из другого материала изготавливаются с помощью того же напильника и надфиля, но могут быть использованы и угловая стамеска, нож и дрель со сверлом по дереву.

Художественная обработка бересты с XV XX вв.

Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту, из неё делают дёготь, из почек настойку при острой и хронической экземе. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. Из березы делают отличную бересту. Ее древнее название «бересто» известно с XV в. Позднее она стала называться «береста» и «берёста». Это легкий в работе и чрезвычайно долговечный материал нежного розовато-охристого цвета. Одним из самых ценных качеств этого материала является его влагостойкость. Бересту использовали в самых разнообразных целях. Ее подкладывали под первые венцы сруба избы, под тесовые крыши, чтобы предохранить дерево от гниения. Из нее плели лапти, изготовляли посуду: бураки, короба, лукошки. Существовали берестяные музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Крестьянские дети забавлялись берестяными игрушками. В старину на бересте писали послания, она заменяла бумагу. Археологи при раскопках в древнем Новгороде обнаружили берестяные грамоты с текстами, выдавленными на берестяных пластинах металлическими палочками – «писалами».

В Каменном веке из бересты – коры берёзы, делали супер клей для приклеивания КАМЕННЫХ топоров, пик, ножей, одежды, обуви к дереву или между собой. Учёные определили крепость склеивания как максимально возможную – как сварка по металлу. В Канаде они подглядели способ изготовления клея у Индейцев (сами не смогли его изготовить в современной лаборатории). Индейцы выкапывали ямку в земле вкладывали туда кору – бересту Берёзы и засыпали её землёй. Потом вставляли сверху палку горящим угольным концом и плавили осторожно бересту в ямке без доступа воздуха (если туда попадал воздух всё загоралось и портилось). Береста превращалась в кусочек смолы. Для склеивания эту смолу опять нагревали – клеили КАМЕННЫЙ топор к деревянной ручке,- она остывала и приклеивала камень и дерево как сварка.

В XIX–начале XX в. в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, берестяные лапти (ступни).

Для плетения использовались лычки, т. е. берестяные ленты. В ходе работы такие ленты образовывали несложный узор. – в клеточку, в косичку, в веревочку, в треугольники. Мастера использовали различные оттенки естественного цвета бересты. Изделия, сплетенные хорошим мастером, ценились и береглись, эти вещи были подлинными произведениями искусства.

Шемогодская резьба

Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.

Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «береженые фигурками напечатанные бураки».

По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Эта техника использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».

По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках – круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда – даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.

При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент, и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.

Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX–начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента – того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.

В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. А в 1970-е гг. производство резной бересты сосредоточилось на фабрике «Великоустюгские узоры».

Домшинская береста

В конце XIX–начале XX в. широкую известность приобрел промысел «домшинская береста». Он получил свое название по Домшинской волости Вологодского уезда, в деревнях которой мастера особым способом украшали плетеные берестяные изделия.

Бересту заготавливали в начале лета, очищали от неровностей и резали на длинные полоски, так называемые лычки. Края лычек заравнивали и сматывали берестяные полоски в клубки. До зимы эти клубки хранились в нежилых помещениях. Их пускали в дело, когда завершались полевые работы.

Сначала бересту распаривали и плели из нее всевозможные предметы: пестери, короба, туеса, солоницы, корзины, зобеньки, емкости для круп и т. д. При этом использовали несколько слоев лычек. Плетение могло быть как диагональным, так и прямым. Готовые изделия мастера раскрашивали красной, желтой, синей, иногда зеленой краской. Цвета чередовались в шахматном порядке, шли по лычкам полосами или отдельными пятнами. Кроме раскраски, мастера наносили на изделия прорезные и тисненые узоры. Тиснение выполняли специальными штампиками, сделанными из твердых пород дерева или кости. Рисунок на штампиках мог быть различным. Вырезали чаще всего звездочки, круглые розетки, ромбики и тому подобные фигуры. Из этих простых элементов складывались разнообразные орнаменты.

Еще одним характерным для домшинских мастеров способом украшения плетеных предметов была сквозная просечка верхнего слоя берестяной лычки. Узоры состояли из геометрических фигур: кругов, треугольников, ромбов, шестигранников, овалов, звездочек. Красоту рисунку придавала цветная фольга, подложенная под прорезной узор. Позднее, в начале XX в., стали просто раскрашивать второй слой бересты под прорезным узором. В дорогих изделиях, которые, как правило, изготовляли на заказ, встречается сочетание сквозных и тисненых узоров с раскраской.

Береста – материал природный, она долго сохраняет запах леса, обладает антисептическими свойствами, не боится сырости и холода, не пропускает влагу, имеет различные оттенки: от бело-розового до густого красно-коричневого. Мастера знали и ценили эти природные свойства бересты и умело использовали их в своих произведениях. Изделия домшинских мастеров были долговечны, удобны и красивы, поэтому их охотно покупали.

Промысел быстро распространился по всей Домшинской волости, так как она была расположена в выгодном торгово-экономическом районе Вологодчины. Через нее пролегал водный путь по реке Шексне к северным и центральным районам России, здесь в конце XIX в. прошла железная дорога Вологда – Санкт-Петербург. Столица стала крупным потребителем продукции домшинских ремесленников.

Изделия домшинских мастеров представлялись на всех крупных выставках того времени наряду с вологодским кружевом, шемогодской резьбой, устьянским рогом.

Как и многие другие виды народного творчества, промысел угас в 1930-е гг.

Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков.

Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.

Техника резьбы по бересте не отличается особой сложностью. Инструменты для резьбы просты и могут быть изготовлены в домашних условиях. Для работы потребуется: нож-резак, шильце (притупленное и ошлифованное), линейка, угольник и циркуль для разметки рисунка, подкладочная дощечка, на которой выполняют резьбу.

Изготовление берестяных изделий с резьбой состоит из:

Изготовление заготовок;

Изготовление орнамента;

Монтажа, в процессе которого берестяная полоска с готовым прорезным орнаментом соединяется с поверхностью изделия.

Изготовление заготовок включает:

Расслоение бересты

Нарезка полосок;

Разметка рисунка под орнамент.

Перед резьбой бересту необходимо очистить хорошо с обеих сторон и срезать до толщины 2 мм, подготовить инструмент для резьбы, заточенный карандаш и ластик. Высохшую бересту можно распарить в горячей воде в течение 3-4 часов и лишь, потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах «прилипания» одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить. Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней режут орнамент. Следует использовать заранее приготовленные шаблоны для повторяющихся деталей орнамента. Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. Подготовленную бересту вырезают по шаблонам изделия и наносят на заготовку рисунок. Сначала режут кайму, а потом центральную часть рисунка. Крупные детали рисунка обязательно вырезают по нанесенному контуру, а мелкие, при определенном навыке, можно резать и наглазок. После того как вырезан весь рисунок, основные его части гравируют шильцем и прорезкой очень мелких деталей рисунка.

Чтобы выработать определенные навыки резьбы, надо начинать с простых несложных рисунков. Для этого на полосках бересты, подготовленных для резьбы, проводят шилом несколько параллельных линий на расстоянии 10 мм друг от друга. Внутри этих полосок вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т. д, далее постепенно усложняя рисунок.

Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научится выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того как вырезан основной узор, его элементы отделывают прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое.

Если под прорезную бересту готовят фон из цветной бумаги или фольги, то их сначала наклеивают на прокладку, а затем приклеивают к основе. Резная береста не лакируется она должна сохранять свой естественный цвет.

С успехом использовалась береста и в более поздние времена. Так, например, во время Великой Отечественной войны многие партизанские отряды, не имея под рукой иного писчего материала, писали листовки и своеобразные «лесные газеты» именно на пластах бересты.

На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение - собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой. Как лекарственное растение береза упоминается еще в «Домострое». Свежим березовым соком лечили простудные и кожные заболевания, в качестве средства от опухолей использовали березовый гриб - чагу. Хорошим мочегонным средством считались почки березы, из которых готовился чай. Листья березы люди собирали во время войн и готовили из них общеукрепляющий витаминный напиток.

Но вернемся еще раз к бересте. Береста не только служила "связью" битым горшкам, но и сама являлась посудой и тарой и находила себе применение в каждом русском доме. Различной емкости короба, туеса для сбора ягод, корзинки плетеные и "цельнокроеные" - они, так или иначе, обязаны своим появлением бересте. Потому и общие для них названия берестень или берестен (те, что покрупнее, например, на четверть пуда коровьего масла) и берестничек (они поменьше, обычно под сметану или мед). Однако имелась и более точная их, как теперь говорят, дифференциация. Скажем, туеса - это сравнительно небольшие (не более 15 сантиметров в диаметре) цилиндрические сосуды с тугой крышкой и часто с дужкой на ней. Лукошки делались низкими, открытыми (40-45 сантиметров в поперечнике) и обычно с ручкой. Наконец, самые вместимые, закрытые короба (коробья) служили для хранения одежды, белья, домашней утвари. С коробами, полными мелкого товара (помните: "Эх, полным-полна моя коробушка..."?), ходили по селам торговцы-коробейники, они же лукошники или офени. Лукошко и короб служили даже старинной мерой объема, особенно для зерна.

Для иностранцев визитной карточкой России, помимо медведей и перестройки, стала береста, вот почему они давно восхищаются русскими сувенирами, сделанными из столь экзотичного для них материала.

Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.

Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к «простонародной» бересте.

Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире - это не просто дань моде. Это - интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, «как дома».

Уют домашнего очага создаётся милыми мелочами. Вот на стене висит связка берестяных тапочек - лаптей, на столе стоят берестяные кружки (кстати, такие кружки не протекают!), а вот - рядками на полках - большие и маленькие узорчатые туеса, в которых хранятся крупы и мука.

Нужно заметить, что содержимое берестяных сосудов не отсыревает, потому что береста впитывает лишнюю влагу.

Но, самое главное - это бактерицидные свойства бересты, о которых, естественно, знали наши, всё ведавшие, предки.

В берестяных коробах хранили, например, молоко, которое могло не прокисать две недели, а также, рыбу, мясо, грибы, которые тоже долгое время оставались свежими.

называемой пермгорской росписью, получивший название по имени селения Пермгорья на Северной Двине. Их, прежде всего, отличают характерный колорит росписи: на белом или чуть кремовом фоне написаны красным и зелёным цветом в пределах чёткого тёмного контура разнообразные растительные мотивы, сценки из крестьянской жизни, сказочные птицы.

Уфтюжский промысел, что был в селениях по реки Уфтюге, славился сказочностью растительного орнамента, написанного по ярким оранжево-красным, зелёным и даже синим фонам. Формы уфтюжских бурачков бывали необычных пропорций, их зачастую делали вытянутыми или широкими, приземистыми.

Крупные центры росписи берестяных изделий известны на горнозаводском Урале, в Сибирском Зауралье. Яркие и весёлые цветы и букетики, гравюры декоративная роспись «под малахит», «под яшму», «под черепашку» украшали уральские туеса набирушки и кузовки.

Сибирские или тюменские туеса, на которых писали размашистой кистью ветки, гирлянды пёстреньких цветов, были известны по всей Западной Сибири.

Малоизвестные центры росписи туесов находились в Вятском крае. Вязовские бураки (с. Вяз), бураки из г. Луза делались разного размера и назначения – от детских игрушечных до ведёрных. В росписи вятских бураков сложился собственный, грубоватый стиль исполнения, в ней сочетались открытые тона – красный, синий, жёлтый, зелёный. Для неё характерны небольшие растительные мотивы – цветы, бутоны, листья – и простые композиции, в которых цветы группировались в гирлянды, небольшие букетики. Расписанные масляными красками с применением белительных разживок, вятские бураки сразу выделяются среди широко известных разновидностей русской бурачной росписи.

Значительные центры изготовления тиснёных берестяных изделий известны на Рязанщине, русском Севере, в Прикамье, на Среднем Урале. Своеобразные строгие композиции тесненных, или, как говорят старожилы, «чеканного», геометрического узора украшает чусовские бураки, что делали в селениях по нижнему течению реки Чусовой. В чеканку салдинских бураков, которые изготавливали жители деревень, что на уральской речке Прокопьевская Салда, органично включали растительные мотивы и изображения птиц. Очертания отдельных мотивов, чёткие и пластичные, свидетельствовали о высоком уровне металлообрабатывающего уральского промысла, мастера которого делали такие совершенные металлические чеканы и наносили на них разнообразные узоры.

Тобольские тиснёные туески известны разнообразным геометрическим орнаментом. Мастера обращались к местным сюжетам, изображая с помощью специальных штампиков птиц, животных, изредка целые сцены. Как и в любом проявлении народного примитива, стремление расширить границы жанры бытовой вещи, желания ввести в него новое содержание нередко давало интересные в художественном отношении индивидуальные решения.

Совершенно исключительны по своим художественным достоинствам произведениям народных мастеров Восточной и Западной Сибири, советского Дальнего Востока. Искусство художественной обработки бересты, существующие там в виде домашнего ремесла, достигло высокого совершенства. Стоит только сказать: «Береста народов Приамурья», как в памяти возникают всевозможных форм короба, поверхность которых украшена чётким изысканным узором. Не с чем нельзя спутать терракотово-белую бересту народов Западной Сибири – хантов, селькупов. Своеобразная техника гравирования позволяет мастерам достигать эффекта классически ясного двуцветного узора.

Берестяные изделия якутов отличаются разнообразием применяемых техник – они любят и резьбу, и гравирование, и процарапывание. Часто встречается соединение нескольких материалов в украшении берестяной посуды – бисер и конский волос, тальник и металлические литые детали, всевозможные цветные подкладки под вырезанные отверстия. Всё это позволяет достигать впечатления особой торжественности и праздничности якутских берестяных изделий, будь то короб для приданного, входная дверь в берестяной дом – урасу, или всего-навсего маленькая сувенирная коробочка.

Все разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления, от характера и размера используемой бересты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по формам, их проще всего сделать. К таким вещам относятся низкие широкие открытые сосуды – чекманы, кузовки, набирушки. Значительную группу представляют плетёные изделия. Именно среди них можно наблюдать удивительное богатство форм, размеров – и маленькие походные солонички, и огромные сумки-заплечники, плетёная обувь – бродни, и простые по очертаниям чехлы для точила. Наиболее сложные и трудоёмкие предметы утвари, такие, как уже известные нам бураки, короба, относятся к третьей группе сшивных изделий. Совершенно естественно, что разнообразными являются и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись разного рода красками.

В Поволжье, на русском Севере и Урале, в Западной Сибири встречаются особой формы берестяная утварь характерная как для русских, так и для карел, коми, хантов, манси. Долгое общение с ними дало русским некоторые типы берестяных изделий, например солоницу с крышкой, основным украшением которой являются рельефные зубчики несколько слоёв бересты, накладываемых друг на друга. Эти треугольные зубчики создают оригинальную чешуеобразную поверхность. Вместе с самими вещами были восприняты их древние местные названия, например «чекман» - широкая и низкая четырёхгранная открытая посудина, распространенная в Свердловской и Тюменской областях.

В Сибири якуты восприняли от русских некоторые способы художественного оформления берестяных изделий – сочетание прорезного орнамента с цветными подкладками.

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Изготовление изделий из пластовой бересты. Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись.

Тиснение.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)

Для работы с берестой понадобятся как специальные, так и обычные инструменты : ножницы, нож, зажимы, линейка, рейка, угольник, циркуль, карандаш, шариковая ручка, жестяные шаблоны, ленторез из ножа, ленторез из шайб, шило, пробойники, чеканы, скоба, стамеска, киянка.

Специальные инструменты для работы с берестой
:

  • Ленторез для ленты может быть сделан из двух ножей, перпендикулярно закрепленных на плоскости для протаскивания ленты. Ширину ленты определяет расстояние между ножами. Также можно изготовить из 2-х деревянных пластин (150×60 мм). Толщина постоянной пластины — 15 мм, толщина другой пластины, съемной, меняется в зависимости от требуемой ширины ленты. На постоянной пластине делается паз и закрепляется лезвие ножа. Носик лезвия должен находиться на 3 мм ниже пластины.
  • В качестве зажимов можно использовать канцелярские скрепки, «крокодильчики», бельевые прищепки. Чеканы вам понадобятся, если будете на бересте делать оттиски рисунков. Простейший чекан может быть изготовлен из большого гвоздя (20 мм): напильником стачивается острый конец до круга, а затем с помощью треугольного надфиля и напильника на этом торце намечается диаметральная средняя полоска и далее стачивается торец гвоздя под углом 30 градусов от центра к середине. Так проделать надо 6 раз, можно больше. Получите рисунок солнца, можно цветка.
  • При плетении используется коточик (кодочик, кочедык и др.) из кости, дерева или металла, с помощью которого расширяются промежутки между сплетенными лентами, за счет этого становится проще протаскивать ленту наружного слоя.
  • При изготовлении туеса понадобится пробойник (для пробивания замков), киянка (для вколачивания донца в сколотень, чеканы (для подчеркивания красоты) и др. В отличие (я плетения из лозы и соломки, в плетении из бересты используется к основном один вид переплетения прямой или наклонным получается клетчатый узор (похожий на шахматную доску), в прямом плетении ряды горизонтальных и вертикальных квадратов перпендикулярны между собой, в наклонном — расположены под углом 45″. Прямое плетение считается проще наклонного.Виды плетения изделий из бересты :
    Прямое плетение используется для изготовления подставок, ковриков, коробочек, донышек корзин, хлебниц. Берется четное количество полосок шириной 10-15 мм, собираются, складываются, протягиваются и переплетаются на горизонтальной поверхности. Начало плетения в зависимости от изготовляемого изделия может быть различным. При плетении ленты основы чередуются через одну. При таком чередовании берестяных лент получается узор, похожий на рисунок шахматной доски.
    Таким образом плетется коврик. Чтобы изготовить объемные изделия (коробочку, солонку, корзинку), необходимо научиться плести узлы. Самый простой в исполнении — прямой угол 90°. Все концы полосок из сделанного ранее коврика поднимаются вертикально вверх и соединяются в пучок. В эти вертикальные полоски вплетаются дополнительные полоски. Объемный шаблон, находящийся внутри плетения, помогает создать ровное, симметричное, красивое изделие.
    Для небольшой коробочки, сплетенной прямым плетением, понадобятся берестяные ленты шириной 20 мм, толщиной 1 мм: 8 лент длиной до 45 мм и 8 лент длиной до 55 см. Ленты зачищают до 0,4 мм и заостряют. Сначала плетется коврик (две ленты от середины переплетают с двумя другими), к ним по бокам приплетают 4 короткие боковые ленты, получится основание со стороной 8 см. Затем на коврик ставится объемный шаблон так, чтобы ленты были расположены вдоль диагоналей его торца. Выходящие из-под каждого угла шаблона две короткие боковые ленты переплетают, фиксируя углы. Далее плетутся стенки высотой до 9 см. Шаблон вынимается, и дальше плетутся плечики, для чего один конец короткой боковой ленты подсовывают под другой, который в свою очередь перекидывают поверх первого на другую сторону, опускают его на соседнюю стенку и закрепляют, протянув через поперечную ленту. Так же делают и другие плечики.
    Для придания изделию законченного вида обязательно оформляется край изделия. Это можно сделать с помощью дополнительной, короткой (на длину кромки) ленты. Она проходит через все петли перегнутых полос (лент) и не дает расходиться крайним «квадратам» изделия. Края прямого или косого вида плетения можно оформить «зубчиками», манжетой, дополнением служат и ленты из бересты, которые завязываются бантиками.

    Изготовление Туеса :
    Более сложным является изготовление туеса. Для него понадобятся сколотень, пластовая береста (чуть меньше по высоте сколотая), полоски бересты на пояски, полоски-подкладки в сгибы, дощечки из древесины для изготовления дна и крышки, а также тальниковый прут для ручки.
    Туес представляет собой термос. В качестве внутренней части используется сколотень, у которого сверху и снизу на 3-6 см снимают лишние слои. Пластовой берестой (наружной стороной внутрь) обертывают сколотень так, чтобы ее края находили друг на друга на 4-7 см. Вдоль краев проводят шилом черту и на одном крае прорезают полукруглые отверстия, а на другом — зубчики. Получается замочное крепление.
    Затем, надев обшивку на сколотень, выступающий снизу торец сколотня опускают в кипящую воду, распаривают несколько минут, когда он станет мягким, выворачивают его наружу, и он плотно обхватывает обшивку. То же самое проделывается с верхним торцом сколотня. Дно и крышку можно изготовить из досок толщиной 15-20 мм из древесины хвойных пород. Крышка должна соответствовать внутреннему диаметру туеса, а дно делается с припуском 2-4 мм. В распаренный еще раз нижний край туеса вставляется дно, на него для увеличения прочности надевается поясок (берестяная полоска шириной 2-5 см, скрепленная в замок). Для ручки используется тальниковый прут, его изгибают и вставляют в отверстия, сделанные в крышке. В выходящих на внутреннюю сторону крышки концах прута делаются отверстия, и в них вставляется для закрепления ручки короткая палочка.

    Применяя различные способы декорирования бересты, такие как резьба, процарапывание, роспись, можно создавать красивые оригинальные изделия, на которые всегда повышенный спрос. Такие изделия особенно охотно приобретают иностранные туристы, при этом они высоко ценят именно ручную работу.

Заготовка бересты — это неотъемлемая часть ремесла плетения из бересты и требует наработки навыков и опыта так же как и само плетение.

Прежде чем начинать пробовать что-то делать из бересты своими руками нужно хорошо понимать как сделать заготовку для изделия.

Ключевые моменты заготовки бересты:

Место сбора

Березовая роща — лучшее место для сбора бересты. Технические и эстетические свойства бересты во многом зависят от места, где растут березы, и от их возраста. В густом смешанном лесу береста чаще всего непригодна для использования , так как она слишком поражена лишайником и грибами . На окраинах леса березы слишком узловаты и коренасты, что тоже не подходит мастерам . В рощах с умеренной тенистостью на не очень засушливых землях березы вырастают гладкими и стройными. А значит с качественной берестой .

Сбор бересты нужно проводить в разрешенных местах . Лучше заранее узнать у лесничество места предстоящей вырубки деревьев.

Можно договориться с местными заготовщиками дров. Помните — сбор бересты с живого дерева может сильно ему навредить .

Заготовка бересты регулируется местным законодательством . Например:

  • Закон Красноярского края о порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд
  • Закон Псковской области о заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов на территории Псковской области
  • Закон Московской области об использовании лесов на территории Московской области

Время сбора

Береста обычно прочно соединена со стволом березы, и лишь весной , во время «линяния», она без принуждения, легко отделяется от него. Именно этот временной момент используют для ее заготовки. В этот же период наблюдается сокодвижение. Лист набирает свою силу, становится темно-зеленым. В это время гремит первый гром, идет первая гроза. В Ленинградской области средние сроки заготовки бересты колеблются в пределах от 15-20 мая до 15 июня. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания березы, времени наступления и характера весны. В этот период — с середины мая — надо просто чаще наведываться в лес. По окончании сокодвижения береста как бы присыхает к лубу, а в конце лета заготовка ее становится практически невозможной .

В средней полосе России кору заготавливают в основном с середины мая до середи­ны июня.Вологодской и Архангельской областях период может начинаться с середины июня и продолжаться месяц, чаще всего, или немного дольше. Если правильно определе­но время, кора режется с легким по­трескиванием, края в местах разре­за приподнимаются. Перед планированием похода за материалом необходимо сделать пробные «вылазки» , чтобы определить, как хорошо отделяется береста от луба. Такие проверки можно начинать делать в разных местах уже с начала июня. В зависимости от периода и места сбора будут наблюдаться различные дефекты бересты. Так, например, в конце сезона сбора бересты в засушливых местах или на открытом солнечном месте вы будете наблюдать отслоение полезного (желтого) слоя бересты в виде вздутий пленки или изменение цвета бересты. Такого рода дефекты могут быть интересны для изготовления различного рода декоративных изделий, но негативно скажутся на качестве плетеных предметов.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда

Заготовка бересты может начаться и раньше срока, ведь мероприятия по поиску места заготовки - тоже требуют времени, и такая работа с берестой должна быть учтена мастером, чтобы не спохватиться в самый разгар сезона.

Инструмент

Перед походом нужно приготовить необходимые инструменты и приспособления, чтобы работа с берестой была эффективной и безопасной.

Первым предметом, имеющимся в распоряжении, должен быть нож-косяк . Такой нож изготавливается из полотна для пилки по железу, вклеенную в деревянную рукоять из мягких, несмолистых пород дерева. Лучше всего иметь пару ножей , с короткой и длинной ручкой (до метра длиной). Ножи должны быть заблаговременно заточены .

Так же придется изготовить что-то вроде плоской деревянной лопатки с неострыми краями. Этим инструментом аккуратно отделяется береста от луба, предотвращая повреждения материала и дерева. Бечевка пригодится для связывания пачек добытой бересты.

Список основных инструментов :

  • нож-косяк
  • деревянная лопатка (сочалка)
  • бечевка

Выбор дерева

В зависимости от вида изделий собирается разная береста . Для плетения небольших и средних изделий необходима береста с берез от 15 до 25 см. в диаметре. Для коробов и пестерей необходим более толстый материал, значит и березы должны быть старше.

Из сорока видов берез, растущих в России, только береза пушистая или ее гибридные формы с березой бородавчатой могут служить источником получения бересты, пригодной для изготовления изделий. Отличительной особенностью березы пушистой является мелкий густой пушок , покрывающий одногодичные побеги ее и листья. Листья березы пушистой имеют овальную или яйцевидную форму без оттянутой к черешку вершины, чаще всего двоякозубчатые. Ветви не обвислые, сережки после созревания долго остаются на дереве. Береза пушистая растет на почвах с умеренной влажностью, в смешанных лесах с умеренной тенистостью (она теневынослива), на боровых склонах.
Заготовка бересты начинается с тщательного обследования дерева . Необходимо выяснить ряд свойств, таких как толщина бересты , наличие сучков и мха, вид чечевичек. Чечевички – продольные полоски на бересте, через которые выполняется некоторый обмен веществ, поэтому в народе их называют «форточками» . Чечевички не должны быть слишком темными и большими, следует обратить внимание, не слишком ли они выступают над уровнем коры. Необходимо сделать разрез и отделить часть бересты от дерева. Только таким способом можно определить наличие некоторых дефектов и готовность бересты к сбору, при этом не навредив дереву .

Самая ценная береста для всех видов изделий — широко-пластная, слоистая, ровная, тонкая (средняя толщина до 1 мм), с небольшими узкими поверхностными чечевичками, теплая и бархатистая на ощупь, растяжимая, желтого, золотисто-желтого или желто-зеленого цветов. Такая береста бывает у берез в возрасте от 20 до 40 лет с гладким ровным стволом (диаметром более 160- 200 мм), без болезненных утолщений, наплывов, сучков, порезов, ярко выраженных корок и грибов. Исключение составляют случаи, когда необходима береста для прорезной резьбы. Тогда ищут молодые деревья в возрасте не старше 15-16 лет.

На окраинах полей, опушках леса часто растут березы с толстой корой. Береста у них с длинными и широкими чечевичками, гладкая, прочная, малорастяжимая, желтого, иногда красноватого оттенка или даже разноцветная: с северной стороны — желтая, с южной — красноватая. Это — береста второсортная . Она требует много усилий и времени при обработке. Береста с берез, растущих на торфянистых болотистых местах или отдельно на открытых пространствах,- непрочная, нерастяжимая, со множеством мелких и крупных почерневших чечевиц, толстая, пятнистая, в коросте, с отверстиями от ходов насекомых, однобокая, с утолщениями. Такую лучше не брать.

Перед непосредственным сбором береза очищается от старых слоев бересты, мха и лишайника. Делать это можно в перчатках, поглаживая ствол по направлению чечевичек.
Сняв хорошую, по вашему мнению, бересту, еще раз проверить ее вид, место, где растет данная береза, определить ее примерный возраст, диаметр ствола, его характерные особенности. Первая неуверенность, неопытность со временем проходят. Остаются знания. Подобные выходы в лес не исключают возможности и быстрой заготовки бересты (в местах рубки деревьев и их разделки), но и в этом случае надо суметь найти свою березу.

Заготовка бересты

Самым непрактичным и редким способом является использование специального инструмента – станка, который нарезает бересту по спирали на стволе. Из-за разного диаметра берез использование такого способа проблематично и ресурсоемко, а так же наносит больший вред самой березе.

Самый популярный , думаю, способ – сбор листами. Для этого делается вертикальный надрез на стволе ножом. Необходимо выдержать определенное давление на рукоятку ножа, чтобы не повредить луб и древесину, поэтому тут нужен некоторый опыт, который придет после нескольких таких операций.

Перед разрезом необходимо определить наиболее чистый край березы. С северной стороны всегда больше лишайника, поэтому там обычно береста хуже чистится и слоится. Не стоит делать надрез посреди чистой стороны березы – эта часть более пригодна для использования, и ее нужно сохранить как можно больше. Разрез делается между чистой и заросшей лишайником частью так, чтобы последняя осталась с краю предполагаемого листа. Резать посреди заросшей части тоже не стоит – это может вызвать трудности с отделением листа от луба и его дальнейшим расслоением.

После того как сделан разрез, аккуратно деревянной лопаткой отделяется береста от луба по всей длине разреза в обе стороны. В самый разгар сезона сбора бересты можно наблюдать, как береста сама отходит от ствола при надрезе. В этом случае и лопатка не нужна, можно собрать своими руками.

С чистой стороны береста отходит проще – начинать отделять лист нужно именно оттуда. Не стоит увлекаться большими листами. Вполне хватит ширины порядка 40-70см, в зависимости от готовящегося изделия. Широкие листы сложнее транспортировать и обрабатывать.

Самый старый , наверное, способ – сбор бересты в клубки (лентами). Он удобен для плетения массивных изделий, требующих длинные полоски. При таком способе у выбранной березы делается надрез шириной 3–4 см. как можно выше, затем аккуратно отгибается лопаточкой или ножом и ведется снятие бересты по спирали, слегка оттягивая полоску бересты вниз и на себя. Такие ленты сворачиваются в клубок с оставлением обязательного отверстия для просушки.

Такой способ может доставить поначалу некоторые неудобства, так как направление чечевичек будет отклонено от общего направления самой ленты, и может вызвать образование заусениц на бересте при плетении. Опытные мастера легко справляются с такими неудобствами и не считают это проблемой.

Для туесов береста собирается сложнее всего, ведь нужно собрать ее цилиндром, а значит березу придется спиливать. В таких случаях береза выбирается особо тщательно, потому что должна быть чистой и легко отслаивающейся. Спиливается дерево, оставаясь на пню. Валится так, чтобы не упала прямо на землю, а осталась на весу примерно в полуметре от почвы. Затем выбирается нужный участок коры и надрезается с двух сторон вкруговую. После этого очень аккуратно, не допуская разрывов, отслаивается тонким прутом или лопаточкой не от луба в этот раз, а от древесины. Эту процедуру нужно выполнить с двух торцов цилиндра, пока он не начнет проворачиваться по оси вокруг дерева. По всему стволу делается несколько таких цилиндров, а потом спиливается верхушка.

Когда все сделано бересту можно сдергивать со ствола, начиная с верхнего. Остатки луба после снятия со ствола можно отделить, слегка деформируя цилиндр. Потом заготовки вставляются друг в друга матрешками для транспортировки.

Транспортировка и хранение

Снятые листы аккуратно складываются, чередуя лицевую сторону к лицевой и изнаночную к изнаночной, подбираясь примерно по ширине. Делается это, чтобы защитить материал от загрязнения, так как листы первое время смочены в соке, и к ним может прилипнуть нежелательные элементы растительности, тем самым испортив ценный лицевой слой бересты. Сложенные листы можно связать в рулоны по 8–7 килограмм или в стопки, сжимая их с помощью бечевки и палок. Последний способ предпочтительнее тем, что распрямленную бересту проще обрабатывать и использовать.

Обратите внимание на то, что береста очень любит скручиваться , особенно в период сбора, ведь в это время уже печет солнце и температура воздуха достаточно высока. Поэтому сразу же после сбора листовой материал нужно поместить под пресс между двумя ровными поверхностями, например, двумя досками или полом и листом фанеры.

Заготовленная впрок береста может храниться несколько лет . Для этого ее помещают в закрытое сухое (летом прохладное) помещение. Куски пластовой бересты укладывают на деревянный щит в небольшие стопки, совмещая поперечные края, и прослаивают листами фанеры. Сверху уложенную бересту накрывают деревянным щитом, на котором размещают значительный груз, препятствующий сворачиванию концов бересты. Тогда она сохраняет свое первоначальное состояние и не коробится. Берестяную ленту хранят в клубках или рулонах, а сколотни — вставленными друг в друга.

Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Поэтому старую бересту размачивают в воде определенное время, после чего её можно использовать в работе.

Экология заготовки бересты

Заготовка бересты своими руками сопровождается рядом особенностей, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить природе и самому себе, а также рационально заготовить сырье. Ведь не стоит забывать, что от срока хранения зависят свойства бересты (со временем ухудшаются), поэтому не стоит брать больше, чем сможешь израсходовать до следующего периода сбора.

По приходу в лес будьте предельно внимательны и осторожны - в траве и на кустах на уровне роста человека могут в это время попадаться чьи-нибудь жилища (с желторотыми юнцами например), не доставляйте неудобства обитателям столь прекрасного места.

Определив район посещения, в санэпидемстанции уточняется, не эндемичен ли он в отношении клещевого энцефалита. Там же решается вопрос о необходимости вакцинации и мерах предосторожности. Весной в лесу при заготовке бересты лучше находиться в резиновых сапогах, в рубашке с длинными рукавами (рукава на резинке или манжетах) и закрытым воротом, в шапочке с козырьком и пелеринкой, закрывающей уши и шею и смоченной в растворе диметилфталата, в перчатках.

Выйдя из, леса, обязательно проверьте, нет ли клещей на теле и одежде.