Вологодские росписи. Вологодская хохлома (круглый поднос) Вологодская художественная роспись

  • 15.01.2024

БДОУ СМР «Детский сад 27» Дидактическая игра «Вологодская роспись» Воспитатели: Михайлова М.Г. Савичева Л.Л г.


Поле да волок, да луг, да река – Вологда, Вологда, ты далека! Дивный царь-град над рекой Сухоной, Вологда, Вологда! Ты не со мной! Ты, словно лебедь, плывешь вдалеке, Перстень-кольцо у реки на руке! Обручена с дорогой стариной… Вологда, Вологда, ты не со мной! Кто тебе снится, царевна моя? Чьих лёгких лодок звенят якоря? Чьих светлых сказов шуршанье страниц? Кормишь ли нынче с ладони жар-птиц?


Как ты бытуешь да как ты живёшь? Ткёшь полотенца ли, песни поёшь? Иль убираешь наряд в кружева? Вологда-ладушка, чем ты жива? Вологда-лада живёт, как поёт, Всё узорочья-услады плетёт, Дарит Россиюшку льном-молоком… Северным солнцем богат каждый дом! А отчего столько солнца в домах? Ведь Сухона, и Шексна, и Двина Целую зиму укрыты снежком, Солнышко скрыто за тем бочажком!


Ну а на что же смекалка у нас? Солнышко светит отрадою глаз – На деревцах-поставцах расписных, Досочках липы, берёзы, сосны! В каждом дому – сундучок да ларец, Полочка, блюдце да ларь-кладенец, Хлебница, короб – для кухни набор, В разных узорах, что радуют взор! Роспись Глубоковки, роспись Шексны, И Верховажья счастливые сны… Сказки, легенды старинной земли В росписях Вологды жизнь обрели!





Роспись по дереву наравне с другими видами традиционного народного творчества входит в золотой фонд отечественной культуры. Многие традиционные центры росписей в большей или меньшей степени давно изучены и успешно развиваются в насгоящее время. Большое количество публикаций посвящено хохломским (семёновским, крутецким), Городецким, северодвинским росписям, народной художественной кулыуре Ваги, Мезени, Прикамья, Печёры.

К сожалению, многие центры крестьянских росписей, имеющие локальное значение, пока ещё не получили должного освещения в научной литературе. До недавнего времени к числу таких малоизвестных росписей вологодского края относилась и шекснинская золочёнка. Это графическая роспись с яркими растительными и геометрическими орнаментами, выполненными золотым и чёрным цветом на красных фонах. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и два трепала с шекснинской золоченкой, созданных в конце XIX- начале XX века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами.

Впервые произведения с этими росписями были опубликованы сотрудником Загорского государственного историко-художественного музеязаповедника О.В.Кругловой после проведения в 1968 году экспедиции в Шекснинский и Череповецкий районы Вологодской области и последующего показа экспедиционных материалов в Вологодском краеведческом музее. Коллекция предметов с шекснинской золочёнкой в Вологодском музее была сформирована в результате нескольких историко-эгнофафических и архиографических экспедиций.

Целевые экспедиции по сбору материалов по «Шекснинской золочёнке» были совершены в 1990 и 1992 годах сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ВГМЗ. Местные жители эту роспись называли «золочёнкой». Однако в научной литературе такой термин закреплён за традиционными росписями, бытовавшими в Новоладожском уезде Петербургской тубернии. Здесь были распространены росписи с живописными «вазонами» и букетами на золотых (бронзовых) фонах, которые коренное население также называло золочёнкой. Под этим названием они и были опубликованы сотрудником Русского музея М.А.Сорокиной, тщательно исследовавшей этот центр.

Исходя из выше изложенного, было предложено традиционные народные росписи, бытовавшие в средней части бассейна реки Шексна, называть «шекснинской золочёнкой», т.к. это определение уже утвердилось в музейной практике и среди мастеров. Благодаря деятельности студии «Вологодские росписи», успешно работающей при ВГМЗ, была отработана методика письма шекснинской золочёнки. Обучение этой росписи вошло в учебную программу Губернаторского колледжа народных промыслов города Вологды. Активно с этой росписью работают мастера и художники фирмы «Надежда», занимаются развитием местной росписи и мастера Шекснинского района.

Для успешного восстановления народных росписей требуется не механическое копирование, а углублённое изучение народной художественной культуры края, знание географии росписи, особенностей развития ремёсел в данной местности, представление о рынках сбыта, экономических и культурных связях территории.

Росписи шекснинская золоченка были распространены на небольшой территории, в бассейне верховьев рек Тошки, Согожи, Углы, ка терригории Домшинского, Любомировского, Братковского и часги Чёбсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области.

Северная граница раскроем ранения росписи проходит но линии, соединяющей населенные пункты Кущуба, Чёбсара, Шексна; восточная идёт но водоразделу рек Кольдуга, Кущуба и Лухоть, то еегь практически но восточной границе Шекснинского района.

Юго-восточная граница проходит через деревни Панушино, Поповское, идёт севернее заболоченного района Большой Гуласихи. Западная - от Еремеева и Любомирова поднимается к северу - к Браткову, Цибику и уходит через Молодки до Чёбсоры.

Восточная часть района до революции 1917 года входила в состав Вологодского уезда (Марьинская, Братковская, Несгсровская, Воронцонская, Сиземская вол.), а западная часть входила в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Земли, на которых бытовала роспись, находятся на стыке границ Русского Севера и Верхнего Поволжья, что, конечно, не могло не отразиться на художественном и образном строе росписей. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках.

Тип прялок на территории в бассейнах рек Шексны и Согожи некоторые учёные относят к поволжским, другие считают разновидностью древней новгородской столбчатой прялки. К этому типу относятся согожанки, гаютинские и прялки с шекснинской золочёнкой. Прялки корневые (копыльные), более массивные, чем гаютинские, но лёгкие, так как изготовлялись из соснового дерева, а сосну не зря называют «звонкой».

В классификации А.А.Бобринского этот тип прялок не отмечен. Примечательна форма прялок. В сравнении с большими и массивными северными (каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона лёгкие, небольших размеров с маленькой трапецевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.

Формирование росписи шекснинская золочёнка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А.Рыбакова красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нём связывалось с огнём. Сочные браные узоры, называемые в данной местности «выкладами», и многоцветное выборное ткачество органично входили в праздничный женский костюм.

Раскрашивалась токарная посуда, швейки с фигурными точёными ножками, самопрялки, детали ткацких станов и даже берестяные лычки в плетёных изделиях. Образцы бранного и выборного ткачества с вышивкой цветной тамбур. Ритмичное чередование цветных полос также являлось декоративным убранством предметов. Необходимо отметить, что территория бытования росписи находилась на тортовых путях, и близость крупных городов влияла на формирование вкусов местного населения.

И, наконец, крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние на эстетическое и нравственное развитие населения. Центром духовной культуры являлся также и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (ныне затопленный Рыбинским водохранилищем).

В монастыре игуменьей Таисией была собрана библиотека из «значительного числа редких книг»". Исследуемый район имел много старообрядческих приходов. В домах старообрядцев бережно хранились старые иконы, произведения мелкой пластики: медные литые иконки и кресты с перегородчатыми эмалями. Основы художественной образности шекснинской золочёнки восходят к богатой древнерусской культуре: иконописи, рукописной миниатюре, орнаментальному оформительскому книжному искусству.

На одной из прялок на торцовой стороне в месте перехода ножки в донце нанесена круглая золотая печать, что действительно свидетельствует о влиянии книжного искусства. Орнаменты росписи отдалённо напоминают миниатюрные заставки рукописных книг. Росписи на многих прялках писались также как и иконы, по левкасу, цветовой строй близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты на бытовые предметы, а творчески переосмысляли и перерабатывали накопленный опыт, они восприняли книжную и иконописную традицию, соединили её со своим мифопоэтическим миропониманием и создали яркую декоративную роспись.

Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетёртые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. В орнаментальных композициях на ножках прялок угадываются стилизованные изображения церквей, увенчанных луковицеобразными главами или купольными покрытиями. Они перекликаются с образами храмов на древних иконах. Искусство иконописи, безусловно, наложило отпечаток на творчество мастеров росписи.

Писали, возможно, оловянным порошком, растёртым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растёртую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Росписи выполнялись по жёсткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах.

Золотой цвет росписи в сочетании с чёрным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому. Надо ли говорить, что и та, и другая роспись развивалась под воздействием древнерусского искусства, искусства иконописи. Мастера на лопастках прялок изображали раскидистый куст или переплетённые ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - «птица с оглядкой» и была больше похожа на сокола.

Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощённое, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлинённым разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными. Лопастка прялки - семантически значимая часть, на ней, как правило, изображали знаковые образы. В народной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала Солнце.

По представлениям наших предков Солнце подобно «златокрылой блистающей птице» возносится на небесный свод и озаряет землю. Из далёкого времени до нас дошла поговорка: «Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл», то еси» встало солнце, пробудились люди. В некоторых легендах птица-Солнце восседает на старом дубе. По мнению А.Н.Афанасьева, народная фантазия годовое течение времени уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-Солнце.

На прялках древо в виде раскидистого золотого куста может служить метафорическим образом иного мира (рая). На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко-изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди лист вы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды. Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шёл орнамент из полукружий, пересечённых углами с воппятыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии.

Художник словно обрамлял вход в этот сказочный мир, изображённый на семантически значимой части прялки. Городки очерчивались золотистыми и чёрными линиями, с розеткой (точкой) в середине, треугольники второго ряда городков обычно окрашивались мастерами в тёмно-зелёный или даже чёрный цвета, таким образом, выделяя ещё ярче украшение ромбовидных рисунка с внешних и акцентировались чёрными линиями, густая штриховка выполнялась вдоль краёв или посередине листьев, на плодах и изображениях птиц, что придавало незначительный объём всей композиции.

Ножка полностью или частично украшалась стилизованными растительными орнаментами с элементами геометрического рисунка в виде ромбов и треугольников с вогнутыми сторонами, петлеобразными фигурами, круглыми розетками. В рисунке часто встречаются ромбы с точками - символами засеянного поля, в народном фольклоре знака плодородия и изобилия. Росписи на ножках связаны и с земным миром.

Условно и схематично в орнамент вводились архитектурные элементы: окна, крыши, купола, шпили храмов и т.д. Такие изображения были навеяны зачастую окружающей действительностью. Западные земли Вологодской губернии отличались обилием храмов и часовен, в жилых помещениях часто устраивались сдвоенные окна, так называемые итальянские, которые давали больше света. Мастера умело вплетали архитектурные конструкции в растительный орнамент из симметрично расположенных листьев, капель, завитков. Элементы росписи подчеркивались, а н некоторых формах и заполнялись чёрным цветом, в роспись тактично вводился зелёный цвет.

Рисунок на ножке обрамлялся по краям золотыми и чёрными линиями. Боковые стороны ножек иногда расписывали завитками «с ягодкой», волнистым стеблем с листиками или плетёнкой. На оборонной стороне лопастки мастера могли указать дату создания росписи. На тех прялках, где середину лопасгки, куда привязывали куделю, очерчивали чёрной рамкой и оставляли неокрашенной, виден по границе охристо-оранжевый первый слой краски. На большей части прялок оборот лопасток вовсе не окрашен. Донце окрашивалось только частично у головки или отделялось от росписи и окраски чёрной линией.

Сохранились имена мастеров, работавших в конце Х1Х-начале XX века:

  • Дитин Григорий Леонтьевич (1875-1965), д. Кожевниково;
  • Пряжеников Иван Иванович, д. Дьяконица;
  • Ротов Иван Ефимович, д. Великая;
  • Урасков Иван Яковлевич, д. Дьяконица и
  • мастер Василий Северьянович из д. Булатово или Дьяконица.

Многообразием элементов, стройностью орнаментов, изяществом рисунка выделяются работы И.Е. Рогова и Г.Л. Дитипа.

Работали масгера по заказам, но прялочное ремесло не было поточным производством. Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметов с шекснинской золочённой.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при изучении местных видов или даже разновидностей уже известных типов росписи, открывается удивительный высокодуховный и красочный мир, мир, в котором счастливо переплелись далёкие языческие верования, житейские наблюдения и глубокие основы православия.

«Ещё совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утраз или своё значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лиштъея, казалось бы, обречённой на гибель области своей культуры, человечество тут же ощутило острую потребность в ней».

Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».

К северным графическим росписям XVIII в. относится группа расписных деревянных коробов кубической формы с откидными крышками и деревянными решетками, укрепляющими снаружи их днища. Роспись одного из них по традиции определяется как вологодская. Это короб-укладка, расписанный снаружи кистью прямо по лубу смелыми размашистыми черными контурами в сочетании с раскраской красным и зеленым цветом. Изображенные лев, птицы, растения и особенно фигуры пьющих вино людей с бокалами в руках поражают экспрессией лаконичного рисунка.

Короб. Конец XVII - начало XVIII вв.
Вологодская губ.


Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней "наиболее старые художественные традиции" графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы - все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в. Есть сходство и с росписью крышки сундука из Сольвычегодска.

На близость к центрам Вологодского края - Великому Устюгу и Сольвычегодску - указывают техника и характер изображения внутри крышки короба, где по тонкому слою мелового грунта четко прорисованы попугай и цветочная веточка. Более точно определить центр производства этих росписей пока не удается. Выяснение этого вопроса – дело будущих поисков и исследований.


Короб. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей


Деталь росписи внутри крышки короба.

К кругу вологодских графических росписей XVIII в. относятся еще три произведения. Большой лубяной короб-укладка расписан снаружи и внутри на крышке по белому фону. Птицы, растительные мотивы - тюльпаны, кустики с ягодами, дерево с многоярусной кроной близки к устюжским. Фигуры, поставленные в легких ракурсах, и особенно изображение гуляющей рука об руку пары в саду в прошлом искусстве аналогий не имеют. Возможно, прототипами им послужили гравюры или лубочные картинки западноевропейского происхождения.


Коробки. XVIII в.
Вологодская губ.
Государственный Русский музей

Два других коробка также снаружи украшены белофонной росписью: завитками, похожими на волюты и цветы, и мотивами, подобными картушам в резьбе по кости, в чекане по меди XVIII в. Здесь, по-видимому, несколько неуклюже, сбивчиво по рисунку интерпретируются элементы барочной и рокайльной орнаментации. Фигурка кавалера внутри крышек позаимствована в русских лубках.


Н.В.Тарановская

Литература:
. Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
. С.К.Просвиркина, С.К.Жегалова. Расписные сундуки XVII-XVIII вв. - В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967
. В.М.Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву XVII - ХХвв. - В кн.: Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х - ХХ веков. М., 1974
. В.М.Василенко. О содержании в русском крестьянском искусстве XVIII - XIX веков. - В кн.: Русское искусство XVIII - первой половины XIX века. Материалы и исследования. М., 1971

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Уверенный рисунок с упругими линиями черных контуров и раскраска в четыре цвета – белый, желтый, зеленый и красно-коричневый – придают пермогорским росписям неповторимые черты.