Узелковым крашением батиком. Узелковый батик

  • 05.01.2024


Notice : Undefined variable: byline in /home/artfo566/domains/сайт/public_html/wp-content/themes/protopress/inc/template-tags.php on line 91
Опубликовано

Метод «прямого нанесения» красителя на ткань — самый удобный, экономичный и наиболее экологически безвредный по сравнению с традиционным методом окрашивания в ванне. Вам не придется приготавливать больших объёмов краски и погружать в неё ткань. Вместо этого нужно приготовить небольшое количество концентрированного раствора красителя и наносить его непосредственно на нужные участки ткани.

Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по приготовлению краски и статью о технике безопасности, так как инструкция купленой вами краски, может отличатся от нашей.

Что потребуется:

  • Очень удобно использовать в качестве рабочей поверхности картон от упаковочных коробок. Поверх картона постелите пластиковую плёнку, а на плёнку положите слой старых газет.
  • Для личной защиты:
  • Резиновые перчатки, чтобы защитить кожу от воздействия химических и красящих веществ.
  • Бумажная маска, чтобы предотвратить вдыхание порошка.
  • Защитный халат или фартук, чтобы не испортить одежду брызгами краски.
  • Пластиковое ведро или таз для приготовления фиксирующего раствора.
  • Кувшин или банка для приготовления «химической воды».
  • Банки для приготовления смеси красителей.
  • Резинки, шнурки, нитки и т.д. для создания узоров (зависит от проекта)
  • Пипетки, мягкие пластиковые бутылки или другие инструменты для нанесения краски на ткань.
  • Измерительная посуда или мерные ложки.

Шаг 1.

Новую ткань или изделие перед началом работы необходимо выстирать, чтобы удалить остатки любых веществ, которые могут помешать красителю окрашивать волокна.

Шаг2.
Подготовка фиксирующего раствора.
Растворите 3/4 стакана карбоната натрия (кальцинированная сода ВНИМАНИЕ! Это — не питьевая сода!!!) в 4 л тёплой воды. Если этого количества раствора недостаточно, чтобы покрыть весь материал, приготовьте больше фиксажа, следуя рекомендованной пропорции.

Шаг 5.
Обработка материала фиксирующим составом.

Время обработки ткани в фиксирующем растворе не имеет определяющего значения для качества окрашивания.

Достаточно просто окунуть и хорошо пропитать материал содовым раствором, но лучше оставить ткань в растворе на 5 минут — это нормально. Можно — на ночь, что тоже возможно.

Не обязательно готовить большой объем фиксажа, чтобы погрузить весь материал сразу. Раствор можно использовать многократно, обрабатывая поочерёдно несколько изделий или кусков ткани.

Если вы не располагаете достаточным временем для закрепления краски, можно поместить ваше изделие в микроволновую печь на несколько минут.
Но время закрепления краски в микроволновке зависит от нескольких показателей — массы изделия, мощности печки, интенсивности красящего раствора и расположения пакета на поворотном круге печки.

Использование микроволновой печи для закрепления красителей на изделиях из шёлка и шерсти вообще не рекомендуется

(можно сжечь ткань или получить пятнистую окраску), а для хлопка, льна и вискозы требуются экспериментальные пробы. Кроме того это можно делать только в печке, которая не используется для приготовления пищи.

Шаг 10 — последний.
Промывка готового изделия.

Первый раз промыть изделие, не удаляя фиксирующих перевязок, в проточной воде комнатной температуры.

Не забудьте о защитных резиновых перчатках.
Когда вода станет более или менее прозрачной, прополоскайте изделие в воде с уксусом (примерно 100 г 3% уксуса на 5 л воды).
После этого снимите перевязки и прополоскайте изделие в том же порядке.

Лучший способ полоскания изделия — добавление . Это специальное моющее средство, способствующее наиболее полному удалению несвязанного красителя с ткани.

Синтрапол добавляется в первую промывочную ванну (примерно 1 ст ложка синтрапола на 15 л воды). После промывки с синтраполом добавлять уксус в последнюю промывочную воду не нужно.

Промывайте изделие, пока вода не станет прозрачной.

Затем высушите изделие.
Удачи!

© При использовании материалов сайта активная на www..

Цель: Развить интерес у воспитанников к популярному виду искусства – узелковому батику.

  • познакомить детей с техникой создания узелкового батика;
  • научить создавать декоративные узоры на ткани при помощи завязывания узлов различной сложности;
  • научить применять данную технику в готовых изделиях;
  • самостоятельно выполнять швейное изделие с последующим украшением узелковой техникой;
  • формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;
  • формировать качества творческой личности такие как: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру выполнения изделий для быта и одежды.

Тип урока.

1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.

2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.

  1. История возникновения батика.
  2. Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.
  3. Инструменты и приспособления.
  4. Правила техники безопасности
  5. Определение расположения узора на изделии (эскизы).
  6. Определение цветогаммы для узора.
  7. Определение способа завязывания узлов.
  8. Красители естественные.

Методическое оснащение урока.

  • Швейный кабинет
  • Стол раскроя
  • Манекен
  • Инструменты и приспособления
  • Ткань для узелковой техники
  • Информационный материал в виде иллюстраций
  • Образцы узелковой техники, имитирующие переднюю часть топа
  • Салфетки для самостоятельной работы
  • Схемы завязывания узелков в эскизах
  • Терминология (новые слова)
  • Образцы готовых изделий с применением узелковой техники
  • Стенд с эскизами изделий с различным цветовым решением и расположением узора на ткани
  • Таблица “Изменение цвета путём смешивания двух красителей”
  • Иллюстрации моделей из журналов мод

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности к занятию.
  • Организация рабочих мест.

Изложение нового материала. История возникновения батика .

Родиной искусства украшения тканей красящими веществами считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым и появились разные способы расцвечивания тканей.

Так, например в Индии широко распространился способ “бандхари ”.

Перед окрашиванием ткани определённые её участки крепко перевязывались суровой нитью или сама ткань завязывалась узлом. Так на цветном фоне появлялась белая фантазийная узорная линия.

Это название изменилось сегодня и звучит – “бандана”, что означает “обвяжи – окрась”.

Уже в самом переводе заложен смысл узелковой техники. К сведению: знаменитая краска “индиго” в Европу была завезена также из Индии.

Узелковая техника под названием “планги”, что означает “пробел – пятно”, известна в Малайзии и Индонезии.

В Европе этот вид художественной росписи стал известен в ХIХ веке.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были последним “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки…

Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в России.

Существует несколько видов батика:

  • техника горячего батика (парафин);
  • техника холодного батика (резерв);
  • техника набивного батика (штамп, трафарет);
  • техника узелкового батика (узлы).

Сегодня мы изучим технику узелкового батика

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

А главное – узелковая техника доступна любой возрастной группе, учащиеся вообще могут не иметь художественных навыков и при этом создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, топах и т.д.

Главный секрет узелкового батика – это УЗЕЛ.

Часто изделия, выполненные в этой технике, дополняют вышивкой, бисером, жемчужинами, стразами, блёстками…

Расписывать ткань можно в домашних условиях, но обязательно соблюдать технику безопасности.

Красота и своеобразие узора зависят от толщины перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов.

Узел можно завязывать из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура.

Для получения симметричных узоров, ткань складывается в два раза и только потом на ней завязываются узлы.

Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость узора.

Конечный результат будет зависеть от того, насколько крепко был завязан узел.

Иногда результат крашения может огорчить, т.к. ткань может быть неправильно заложена, слабо затянута шнуром или место узора определено неудачно.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах.

Немного о красках и красителях.

В художественной росписи тканей используются красители, хорошо растворимые в воде, имеющие большую гамму чистых и ярких красок.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных красителей, но в зависимости от своего происхождения они делятся на синтетические и естественные. Для текстильной промышленности в основном применяются синтетические красители, однако для росписи ткани предпочтение отдаётся натуральным красителям, которые получают из природных материалов.

Естественные красители бывают растительного происхождения. Они содержатся в корнях, листьях, древесине, коре деревьев, а также в плодах и цветах различных растений.

Так, например:

Оттенки жёлтого цвета

Растения

1 Ярко-жёлтый Листья берёзы Начало лета
2 Тёмно-жёлтый Старые пихтовые шишки Весна
3 Тёмно-жёлтый Луковая шелуха
Оттенки коричневого цвета
1 Светло-коричневый Молодые шишки пихты Весна
2 Коричневый Опавшие листья яблони Осень
3 Чёрно-коричневый Листья и стебли картофеля
4 Бежевый Крапива Всё лето
5 Ярко-коричневый Опавшие листья осины Осень
Оттенки зелёного цвета
1 Зелёный Пихта Весна
2 Светло-зелёный Листья осины Лето
3 Тёмно-зелёный Картофельный стебель и листья Период цветения
Оттенки синего цвета
1 Синий Полевой василёк Период цветения
2 Светло-синий Корни пырея Лето
Оттенки красного цвета
1 Пурпурно-красный Опавшие листья клёна Осень
2 Ярко-красный Плоды черешни Начало лета
3 Тёмно-красный Корни и листья щавеля Весна
4 Сине-красный Цветы подорожника Лето
Оттенки чёрного цвета
1 Чёрный с коричневым оттенком Кожура граната

Техника безопасности:

  • При крашении работать в перчатках;
  • Пользоваться посудой с устойчивым дном;
  • Накрывать стол плёнкой;
  • Не ставить краски на край стола;
  • Вынимать изделие из кастрюли щипцами;
  • Соблюдать осторожность у электроплиты;
  • Волосы убрать под косынку;
  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

Самостоятельная работа

Занятие упражнений и экспериментирования.

Для работы нужны следующие материалы:

  • Однотонная ткань светлых тонов;
  • Крепкие нитки или шнур;
  • Анилиновый краситель;
  • Уксус, соль, свеча.

И приспособления:

  • Эмалированная кастрюля;
  • Деревянные щипцы для помешивания ткани;
  • Резиновые перчатки;
  • Прищепки;
  • Крупные бусины или камушки (для обвязки шнуром).

1-й этап выполнения узелкового батика:

  • Создать эскиз изделия;
  • Определить и наметить расположение узора на изделии;
  • Определить цвет для окрашивания;
  • Определить способ завязывания узла.

Чтобы не испортить ткань или готовое изделие, необходимо учиться искусству художественной окраски на дешёвых тканях или старых вещах

Итак, на сегодняшнем занятии будем выполнять узор “солнышко” на хлопчатобумажных салфетках.

Узор “Солнышко”

Для получения узора “солнышко” на ткани карандашом нарисовать круг и по контуру прошить смёточным швом, стянуть и плотно обмотать ниткой. В другом месте можно завязать узел (плотно), чтобы краситель во время крашения не проникал в складки ткани, образуя лучевидные разводы.

Можно в намеченное место для узора вложить крупную бусину и обвязать её шнуром, затем чуть ниже снова обвязать крепко шнуром и так несколько раз.

Можно также самостоятельно придумать узор комбинированный, состоящий из нескольких узоров “солнышко”.

Узлы завязывать необходимо очень туго, чтобы краситель не проник в завязанную часть ткани. Для этого можно шнур или нитки обработать парафиновой свечой. Итак, салфетки с завязанными узлами готовы, теперь необходимо выбрать цвет красителя, можно несколько цветов. Экспериментируйте, создавайте свой неповторимый узор, чтобы придать своей работе выразительность, гармоничность.

Сохраняющие здоровье технологии: Физкультминутка.

Снятие усталости с глаз:

  • Быстро и сильно потереть ладони друг о друга так, чтобы они стали горячими. Затем приложить ладони к глазам и подержать минуту.

Снятие напряжения со спины:

  • Откинуться на спинку стула, медленно поднять руки вверх, делая глубокий вдох и медленно опуская руки – глубокий выдох. Повторить несколько раз.

Подготовка красителя и крашение заготовки (на занятии используем анилиновый краситель).

  • Подобрать краситель.
  • Высыпать порошок в стеклянную банку, добавить 1 стакан горячей воды, размешать.
  • Профильтровать раствор через марлю.
  • Осторожно влить раствор в кастрюлю и разбавить водой (до 2-х литров).
  • Перед окраской нагреть раствор до 40-50%.
  • Намочить ткань и опустить в красящий раствор.
  • Красить на медленном огне 20-30 минут, периодически помешивая ткань.
  • Приподнять щипцами ткань и добавить в раствор 2 столовые ложки соли.
  • Опустить ткань, выключить плиту и оставить в растворе на несколько минут.
  • Осторожно вынуть ткань, прополоскать в тёплой воде, затем в холодной, добавив 1 столовую ложку уксуса на 4-5 л воды.

Следующий этап работы это крашение заготовок.

Дети по очереди подходят к заранее подготовленному красящему раствору, который стоит на электроплите доведённый до необходимой температуры, и осторожно опускают свои работы в определённый цвет красителя.

Инструктаж во время проведения крашения салфеток:

  1. Перед работой надевать резиновые перчатки.
  2. Салфетку держать в растворе не более 1 минуты (только для данного занятия, в целях сокращения учебного времени).
  3. Вынимать салфетки из раствора щипцами. ОСТОРОЖНО!

Главный этап работы – развязывание узлов!

Прополоскать в холодной воде, отжать и осторожно развязать узлы!

  • Анализ завязанных узлов.

После того, как все дети окрасили свои салфетки, приступаем к анализу завязанных узлов и получившихся узоров.

  • Удовлетворение результатами крашения.

Вопрос педагога: Все ли довольны полученным узором?

  • Разбор типичных ошибок.

В тех салфетках, где узор нечёткий, расплывчатый, узлы были недостаточно туго завязаны.

  • Заинтересованность техникой узелкового батика.

Вопрос педагога: Понравилось ли вам заниматься узелковым батиком? Появилось ли желание окрасить для себя банданы, топы, футболки?

  • Благодарность воспитанникам за работу.

Молодцы! Сегодня вы все активно, заинтересованно и результативно поработали!

И самое главное – рационально использовали рабочее время.

Актуализация полученных знаний по теме.

Фронтальный опрос.

  • В чём секрет техники узелкового батика?
  • Какие бывают красители?
  • Что такое естественные красители?
  • Где и когда появилась техника узелкового батика?
  • Чем можно дополнять узелковый узор?
  • Техника безопасности при работе с нитками во время окрашивания изделия?

Подведение итогов занятия:

  • Сообщение о достижении целей занятия,
  • Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда воспитанников.
  • Сообщение темы следующего занятия.

Домашнее задание.

  1. Выпарить краску из луковой шелухи.
  2. Покрасить салфетки.
  3. Подготовить старые топы, платки, футболки для выполнения узоров на них.

Уборка рабочих мест.

Мы сможем любую вещь сделать уникальной.

Узелковый батик по праву можно считать самым легким видом росписи тканей. Здесь не нужно иметь выдающихся талантов или предварительно подготавливать эскизы, даже запасной состав не нужен, лишь ткань, краситель и разные шнурки, веревки, камушки, пуговицы и прочая мелочь, при помощи которой можно сделать узоры на материале.

О популярности техники батик говорит то, что ее начинают изучать еще в детском саду. И в школе программа предмета Технология за 5 класс подразумевает изучение этой техники. Делать картинки в технике батик увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Картинки с примерами готовых работ вы можете посмотреть в нашей галерее, а в статье вас ожидают поэтапные схемы изготовления и много другой полезной информации.

Сегодня мы создадим узелковый батик по нашему мастер-классу.

Метод создания этой техники заключается в последовательном складывании или завязывании материала с последующим нанесением красителя, при этом в некоторые места связанные узлами краситель не попадает и создаст интересные и красивые узоры, а также переливы цветов.

Узелковый батик прекрасно подходит для начинающих мастериц , которые только взялись осваивать этот вид техники, при помощи батика можно наглядно увидеть и осознать, каким способом смешиваются краски между собой, как ведут себя на разных материалах, чтобы потом использовать эти знания в более сложных разновидностях росписи.

К тому же, не надо покупать дорогие материалы, инструменты, красители или другие атрибуты для росписи материала – для первого раза можно начать изготовление замысловатого узора на майке или окрасить шарфик. Способы складывания материала в узелковом батике могут быть самыми разными – можно просто завязать пару узелков, можно перевязать часть материала шнурками, или сложить в технике оригами.

С узелковым батиком довольно приятно экспериментировать, каждый раз получается что-то необычное и красивое .

В этой технике применяются анилиновые краски для определенных видов тканей, которые можно приобрести в специальном магазине. Если у вас иная ткань, то и краски выбирайте подходящие, иначе результат работы может быть не таким, как вам хочется.

Многие художники в своих шедеврах совмещают узелковый и холодный батик , окрашивая вначале фон при помощи узлов и перевязок, а потом уже наносят какие-либо рисунки на готовый фон или с помощью узлов получают нужные им рисунки, а затем доделывают и остальные детали. Получается очень мило и оригинально.

Для полного ознакомления с техникой узелкового батика, представим вашим глазам мастер-класс по окрашиванию простой светлой бязи (можно выбрать любой другой хлопковый материал, главное, чтобы ткань была светлого цвета)

Галерея: узелковый батик (25 фото)


















Мастер-класс по окрашиванию материала

Какие материалы и инструменты, потребуются для работы:

  • Кусок хлопка размером где-то 40*40 сантиметров.
  • Карандаш.
  • Прочные ниточки для шитья.
  • Красители.
  • Обычная сода.
  • Иголка.
  • Шприц для инъекций.

Поэтапный процесс работы

  • Первый этап.

Приготовим раствор соды в теплой воде в соотношении 1,4 стакана соды на литр водички, тщательно размешиваем все до полного растворения соды. На подготовленном куске материала чертим три геометрические линии.

  • Второй этап.

По размеченным линиям проложим разные стежки (нужно завязать узлы на конце нитки, чтобы строчка не распускалась)

  • Третий этап.

Все прошитые строчки медленно стянем до предела и закрепим узлами, чтобы материал не распустился, должна получиться определенная картина.

  • Четвертый этап.

Полученный узел погрузим на 30 минут в заранее созданный раствор кальцинированной соды.

  • Пятый этап.

Через полчаса вытащим узел из раствора, отожмем лишние жидкости и разложим материал на полиэтилене.

  • Шестой этап.

Польем наш материал красителем темного цвета с помощью шприца, потом поместим материал в полиэтиленовый пакет и оставим прокрашиваться где-то на сутки.

  • Седьмой этап.

Когда материал полностью окрасится, прополощем его вначале в холодной, затем в теплой водичке, далее, медленно распустим строчки и простираем ткань в теплой водичке с простым мылом. После высыхания материала, разгладим все утюгом. Работа закончена.

Открытка «Букет цветов» мастер-класс и схема

Какие материалы нам потребуются для работы :

  • Разная ткань, бязь и ситец.
  • Нитки.
  • Острые ножницы.
  • Специальная кисточка №4.
  • Краски.
  • Стакан и вода.
  • Специальный клей.

Пошаговый способ выполнения открытки :

  1. Возьмем ткани. Размеры выбираем на свое усмотрение.
  2. Маркером для ткани пометим, где у нас будут цветы.
  3. В отмеченных местах, берем ткань тремя пальцами, вытянем и закрепим ниткой, не завязывая ничего.
  4. Отрезаем ещё одну нитку и заматываем ее пониже.
  5. Узел готов.
  6. Также выполняем второй и третий узел.
  7. Кладём клеёнку на твердую поверхность, берем краски и закрашиваем лишь верхнюю часть.
  8. Другими цветами окрасим центр и нижнюю часть.
  9. Потом окрашиваем второй и третий узел.
  10. Разматываем нити и разворачиваем материал.
  11. У всех рисунок получится разным.
  12. Дорисовываем кисточкой стебель, листочки.
  13. Чтобы нарисовать листья, можно взять сухой лист, украсить его краской и приложить на материал.
  14. Докрашиваем фон.
  15. Сушим ткань. Для этого можно использовать утюг или фен.
  16. Обрезаем уголки.
  17. Берем цветной картон и приклеиваем в нужные места.
  18. Кладём все под пресс, чтобы ничего не погнулась.
  19. Работа завершена.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Методическая разработка

«Узелковый батик»

(комплект занятий 4 часа)

г. Янаул:

Татьяна Ефимовна Бигильдина

2015

Тема: «Узелковый батик». (4ч.).

Цель: Научить детей выполнять узелковый батик.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с одним из методов выполнения батика – «узелковый батик».

Познакомить детей с изобразительным искусством эпохи палеолита.

Научить детей выполнять декоративные композиции в стиле наскальных рисунков первобытного человека и применять их в сочетании с узелковым батиком;

Развивающие:

Развитие художественного вкуса;

Развитие фантазии, творческих способностей обучающихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к творчеству и изобразительной деятельности;

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помогать детям в их желании сделать свои работы практически значимыми;

Воспитывать усидчивость, аккуратность, прививать умение организовать своё рабочее место.

Обогащать внутренний мир детей через их знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

Актуальность: Не смотря на то, что человек в наши дни живёт в огромном мегаполисе, он, так же как и первобытный человек ощущает связь с природой и пытается изображать её. Если древнему человеку не приходилось выбирать изобразительные средства для своего творчества (камень и природные красители), то сегодня таких средств огромное множество. Даже в батике существует множество методов и приёмов. Один из них «узелковый батик». Узелковый батик намного быстрее приводит к конечному результату, что не может не заинтересовать детей. Кроме того, он непредсказуем, сохраняет загадку до конца выполнения работы.

Новизна: Мы изучили технику холодного батика - приёма довольно трудоёмкого. Узелковый батик – это ещё не знакомая детям техника, которая выполняется довольно просто и быстро. С её помощью можно расписывать большие площади, намного превышающие площадь рабочей рамки для батика, такие, как шарфы, платки, юбки и кофточки.

Занятие 1 (2ч)

Тема занятия: « Узелковый батик «Розетка» в тёплых тонах. Выполнение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Учебная работа с элементами творчества.

Цель занятия: Научить узелковому методу выполнения батика.

Задачи занятия : расширить кругозор обучающихся в области древнего искусства, развить фантазию, творческий потенциал, эстетические представления и художественный вкус. Воспитание любознательности, любви к истории родного края.

Зрительный ряд:

1.Презентация:

  • Этапы работы в технике «узелковый батик»;
  • Репродукции наскальных рисунков пещер: Альтамира, Ласко, Капова пещера, и африканских наскальных рисунков.
  • Работы художников в технике «батик» в стиле наскальных рисунков.

2.Репродукции наскальных рисунков;

3.Шаблоны изображений в стиле наскальных рисунков.

Материалы:

1. Ткань капроновая, размер 30х40 см.;

2. Краски тёплых цветов, разведённые водой 1:2;

3. Кисти беличьи № 3-4.

4. Баночки с водой;

5. Нитки шёлковые;

6. Фен;

7. Шаблоны изображений наскальных рисунков древнего человека;

8. Простой карандаш;

9. Рамки для батика, формат А-3;

10. Кнопки канцелярские;

11. Резервирующий состав чёрного цвета;

12. Трубочки стеклянные для нанесения крнтура.

План занятия:

2. Теоретическая часть………….………..……………………………….10мин.

3. Выполнение узелкового батика………………………………….…….30мин.

4. Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах………………..10мин.

5. Составление композиции, нанесение резерва…………………………30мин.

6. Завершение занятия …………………………………………………….5мин.

1.Приветствие:

Это очень лёгкий метод!

Им что хочешь, распиши.
В узел завяжу монетку,
Не на счастье – для души!

День-деньской по льну и хлопку,
навожу я кракелюр.
Развяжу я узел крепкий

И получится ажур.

О чём это стихотворение? (о батике) О каком?

Сегодня мы изучим новый метод росписи ткани «узелковый батик». Он интересен тем, что выполняется быстро и с его помощью можно расписывать большие площади.

2. Теоретическая часть (слайды 1-7)

Узелковый батик - вид художественной росписи ткани, заключается в том, что участок ткани, который должен остаться неокрашенным, перевязывают навощённой нитью или шпагатом, завязывают ткань узлами, ограничивая доступ краски. В ткань завязывают стеклянные шарики, пуговицы, монеты.

Способы складывания самые разнообразные. Каждый художник изобретает свои способы и получает новые виды рисунка. Завязывать можно тоже по-разному.

Затем ткань смачивают водой и окрашивают. При этом заранее подбирают гармоничное сочетание цветов для окрашивания.

После высыхания, нитки аккуратно разрезают, скрутку разворачивают

В зависимости от способа завязывания, получаются различные виды рисунка

Чем сложнее узлы, тем интереснее рисунок.

Скажите, как можно использовать узелковую роспись?

(для росписи одежды, драпировок и занавесов)

А ещё узелковый батик может служить фоном для других видов росписи. Нам сегодня предстоит выполнить работу в стиле наскальных рисунков первобытного человека. Посмотрите примеры работ на эту тему, выполненные в различных техниках батика (слайды 8-15) Для их выполнения понадобилось бы не менее четырёх занятий. Мы сделаем эту работу за полтора занятия.

3. Выполнение фона для рисунка: (слайды 16-18)

  1. Для этого сделаем скрутку «розетка». Розетку можно выполнить по разному: можно расположить её симметрично, можно нарушить симметрию, сдвинув центр скрутки вверх или в сторону. Можно вообще сделать её из угла ткани.
  2. Обычно скрутку смачивают водой и хорошенько отжимают. Мы этого делать не будем потому, что работаем c капроновой тканью. А она очень быстро пропитывается красками и без дополнительного смачивания.

(Дети сворачивают и перевязывают ткань, педагог показывает, как это делать на примере).

Физкультминутка:

Быстро встали, улыбнулись

Выше-выше потянулись

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Сели, встали. Сели встали.

И на месте побежали.

  1. Теперь окрасим нашу скрутку в тёплые цвета. Краски я подготовила заранее. Так как это будет фон, то он не должен получиться слишком ярким. Для этого я развела их в пропорции 1:2. Последовательность цветов выбирайте самостоятельно, чтобы каждая работа была индивидуальной. Получится рисунок «Солнышко». Не переувлажняйте работу. Иначе она будет слишком долго сохнуть.
  2. Складываем раскрашенные скрутки на блюдо и идём на перемену.

(Во время перемены педагог сушит работы феном).

4.Натяжение ткани на подрамник, рассказы о пещерах

Мы продолжаем работу над композицией. Разрежем скрутки ножницами.

Техника безопасности:

Не берите ножницы в руки без надобности;

Ножницами нужно работать аккуратно, чтобы не порезать ткань;

Не размахивайте ножницами и не направляйте остиё в сторону товарищей или к себе;

Передавайте ножницы друг другу только вперёд кольцами;

После окончания работы нужно положить ножницы на стол;

После разрезания ниток, ткань расправляем и натягиваем на подрамник.

А пока мы готовим ткань к работе девочки расскажут нам о местах, где встречаются наскальные рисунки:

  1. докладчик - Пещера Альтамира; (слайды 19 -24)
  2. докладчик - Пещера Ласко; (слайды 25 -29)
  3. докладчик – Капова пещера; (слайды 30-33)
  4. докладчик – африканские наскальные рисунки; (слайды 34 -39)

5.Составление композиции.

Теперь, когда мы познакомились с изобразительным искусством эпохи палеолита, приступим к выполнению рисунков контурами сразу на ткань. При этом надо помнить, что стереть неудавшийся рисунок не получится. Представьте, что у первобытного человека тоже не было такой возможности. Природный краситель так въедается в камень, что сохраняется на десятки тысячелетий до наших дней. Для тех, кому трудно выполнять рисунок контуром, можете сделать предварительный рисунок карандашом и только в крайнем случае воспользоваться шаблонами.

Последовательность нанесения резерва:

- Резервирующий состав в трубочку набирает педагог;

Для предотвращения вытекания резервирующего состава, трубочку необходимо держать под наклоном, тонким концом вниз, крючком вверх;

Непосредственно в момент работы крючок трубочки переворачивается вниз и соприкасается с тканью под прямым углом;

Наносит контур надо сверху, идя постепенно вниз;

Для предотвращения образования утолщений на рисунке и клякс, необходимо пользоваться ветошью для удаления образовавшихся на конце трубочки капелек резерва.

Резерв наносится не спеша. При нанесении резерва необходимо следить, чтобы контур не прерывался и был достаточно толстым;

Чтобы рука не дрожала, необходимо зафиксировать предплечье упором на раму.

(Дети рисуют на ткани контуром, педагог заполняет трубочки резервом, следит за ходом работы, помогает исправлять ошибки).

6.Завершение занятия.

Наше занятие заканчивается, а работа над композицией ещё не завершена. Для высыхания контура понадобится не менее суток. Поэтому роспись рисунков красителями мы сделаем в следующий раз.

Скажите, какова была цель этого занятия? (научиться выполнять узелковый батик).

Рефлексия: Перед вами картина и наклейки солнышек и туч.

Кто считает, что научился узелковому батику, приклеивает солнышко на картину; кто считает, что не научился – тучку.

Если имеются тучки на картине, выявляем причины, обсуждаем результат.

Уборка рабочих мест.

Занятие 2 (2ч.)

Тема занятия: Завершение композиции в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита»

Тип занятия: Практическая творческая работа.

Цель занятия: Закрепить навыки росписи текстильными красителями.

Задачи занятия : развитие художественного вкуса, воспитание усидчивости, внимания, добросовестного отношения к выполняемому делу.

Зрительный ряд: Репродукции наскальных рисунков эпохи палеолита.

Материалы:

1. Ткань капроновая, с нанесённым контуром рисунка, натянутая на подрамник А-3;

2. Краски: черная, коричневая, красная, оранжевая;

3. Кисти беличьи № 2.

4. Баночки с водой;

План занятия:

1. Приветствие. Сообщение темы занятия...…………………………….5мин.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков…………...………………..80мин.

3. Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест…………5мин.

1.Приветствие.

Ах, этот батик - штрих по шёлку,
В прозрачность ткани - капли краски...
Улыбка, вздох... Поправив чёлку,
Я уношусь в реальность сказки.

Сегодня мы заканчиваем композицию в стиле наскальных рисунков эпохи палеолита.

2. Роспись красителями силуэтов рисунков . Хотя мы будем расписывать фигуры в виде силуэта. Но это будет не чисто чёрный силуэт, а силуэт с добавлением коричневой, красной и охристо-оранжевой краски. Это сблизит наши изображения с наскальными рисунками и сделает их более объёмными.

(Дети раскрашивают фигурки красителями, педагог следит и помогает исправлять ошибки).

Техника безопасности:

  1. Хотя красители «decola» считаются безопасными для детей, нельзя допускать их попадания в рот и на слизистые оболочки;
  2. Пользоваться красками можно только из блюдечка, предварительно набрав их из баночек;
  3. Крышки на баночках необходимо каждый раз закручивать и ставить в коробку.

Физкультминутка в середине занятия:

1,2,3,4,5

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Наклониться-3,4

И на месте поскакать:

На носок, потом на пятку.

Так мы делаем зарядку!

3.Завершение занятия. Выставка работ. Уборка рабочих мест.

Примеры работ

Приложение 1

Пещера Альтамира. Находится в Испании. В г. археолог -любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Рисунки представляют изображения бизонов , лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем , охрой , гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта. Пещеру Альтамира называют «Сикстинской капеллой» эпохи палеолита.

2. Пещера Ласко. Находится во Франции. Её в 1940 году обнаружили 4 мальчика, которые, играя забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы в эпоху палеолита.

3. Капова пещера. Иначе её называют пещера Шульган-Таш, находится в Бурзянском районе Башкирии. Известна наскальными рисунками эпохи палеолита. «Капова» происходит от слова «Капище», то есть в доисторические времена использовалась как храм.

Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. Рисунки выполнены в основном охрой - природным пигментом на основе животного жира, возраст их около 18 тыс. лет, изображены мамонты .

  1. Африканская наскальная живопись.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка. Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды. Они позаботились о том, чтобы их знания не исчезли в сыпучих песках времени, поэтому старательно нанесли на скальную породу самое важное по их мнению. Множество петроглифов по всей Африке говорят об одном, работа древних людей не была напрасной, послание успешно прошло сквозь тысячелетия. Множество неглубоких гротов и пещер испещрены петроглифами, которые описывают жизнь древних африканцев. Как и наскальные рисунки из других регионов мира, на африканских можно полностью проследить историю людей того времени. Сцены охоты достаточно точно передают весь процесс в мельчайших деталях.

Тассили-н-Ажер в Алжире, что означает "Плато Рек" - один из самых известных в Северной Африке, горных массивов с наскальной живописью. Рисунки, найденные там, показывают зеленую Сахару, изобилующую жизнью, которая выглядит абсолютно контрастно по отношению к той засушливой пустыне, которой с тех пор стал этот регион.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Более 10 столетий насчитывает история самого древнего вида батика – узелкового. Родиной этого искусства считается Индокитай. А само слово «батик» складывается из двух: «ба» – это ткань, а «тик» – точка (термин взят с языка, которым пользовались на острове Ява). Название возникло вследствие уникальной технологии окрашивания материала, основой которой было применение воска. Сейчас же батик – это роспись по ткани, воск фактически не используют, а вот вариации структурирования рисунка всякий раз нового усовершенствовались.

Характеристика

Технологию узелкового батика нельзя назвать сложной. Она похожа и на другие направления батика: ткань нужно зарезервировать от попадания на нее красящего состава. Только в конкретной ситуации применим не резервирующий состав, а веревки, нитки, жгуты, с помощью которых можно создавать узлы.

Сначала ткань нужно обмотать, перевязать, сделать на ней узелки, и только потом она опускается в краску. Или же краска наносится на ткань кистью. Когда процесс окраски будет окончен, перемотанные и перевязанные места останутся непрокрашенными. В результате получится интересный узор, его сложность и красота зависят от того, насколько продумана узелковая техника. Узелки, к слову, вяжутся как вручную, так и специальными приспособлениями, напоминающими крючки.

Техника выполнения батика несложная. Ее нередко показывают детям, так как такое ручное творчество им очень нравится: как правило, ребята с помощью узелкового батика делают себе радужные банданы.

Какая ткань нужна?

Чтобы рисунок на ткани получился красивым, ярким, стойким, следует определиться с самой тканью.

  • бязь;
  • ситец;
  • сатин;
  • тонкое простынное полотно.

Оттенки ткани предпочтительнее белые или светлые. Хорошо, если материал будет однотонным, с редким набивным рисунком вроде горошка или полоски. Не секрет, что ручное творчество всегда склоняется к экономии, потому ничего предосудительного в применении тканей, бывших в употреблении, нет. Здорово смотрятся впоследствии работы в технике узелкового батика, ткани которых предварительно выгорели на солнце, утратили свою яркость.

И только когда опыт в технологии окрашивания ткани уверенный, достаточный для усложнения техники, можно приступить к преображению натурального шелка, вискозы, чистой шерсти. А вот синтетическая ткань для батика не используется. Даже ткань с вкраплениями синтетики не подойдет. Эти материалы требуют принципиально иной техники работы, схемы и красители будут другие.

Если не знать этих правил, рисунок может получиться нечетким, размытым. Анилиновые красители не справляются с синтетическими волокнами, отсюда и такой результат.

Красители

Анилиновые красители – вот основной «участник» батика. Они используются для окрашивания х/б тканей. Почти в любом магазине товаров для творчества можно найти довольно широкую палитру этих красителей. Но многие любители батика не ищут легких путей, делают красители самостоятельно.

Это возможно – вспомните, какой оттенок дает луковая шелуха или крапива. Натуральные красители, безусловно, экологичнее, чем и привлекают современных почитателей батика.

Примеры растительных красителей:

  • красный – зверобой, крушина и боярышник;
  • желтый – картофель и орешник;
  • зеленый – крапива и манжетка;
  • оранжевый – чистотел;
  • голубой – голубика;
  • фиолетовый – черника;
  • синий – цветы иван-да-марьи.

Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами: у вас получится творческий натурпродукт.

Инструменты и вспомогательный состав

Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске. Из вспомогательного состава следует отметить:

  • яичную скорлупу;
  • мелкие камушки;
  • древесные щепки;
  • ровные маленькие дощечки;
  • прищепки бельевые;
  • пробки;
  • крышки и другое.

Все эти подручные средства помогают создать на ткани уникальный рисунок. Вы можете не ограничиваться предложенным списком, а придумать свои штампы, авторские. Кто-то использует детские заколки, кто-то колпачки от фломастеров и ручек, кто-то резинки-пружинки.

И также обязательно понадобится вам посуда, где будет осуществляться самое интересное в узелковом батике. Это должна быть емкость из стекла или керамики (в ней будут разводиться краски), эмалированная кастрюля (в ней происходит само окрашивание), емкость для последующего ополаскивания ткани, пластмассовая бутылка для хранения красителя. Нужна и стандартная деревянная лопатка, которой вы будете помешивать ткань.

Технология

Наличие особенных навыков, художественного образования и даже простого умения рисовать – совсем не обязательно. Принцип узелкового батика: каждый кусочек ткани, который не окрасился, завязывается так, чтобы в узелок краска не попала. Для этого и нужны прищепки, зажимы, шнуры. Они и делают то, что в батике называется резервированием ткани. Ткань можно закручивать, складывать, зашивать, подгибать.

Таким способом резервирования и последующего окрашивания можно делать салфетки, скатерти, одежду, платки, банданы, парео.

Следующий этап – окрашивание может быть двух видов.

  • Окрашивание кистью. Заготовку с узелками помещают в не очень глубокую емкость, после чего наносят на нее небольшое количество красителя. Если используете несколько цветов, наносите их поочередно. Но учтите, что соседние цвета часто смешиваются, получается новый оттенок (не всегда красивый). Потому продумывайте, чем и как, в какой последовательности вы красите.
  • Окрашивание погружное. Без кисти вы просто окунаете ткань в емкость с разведенной краской. Так обычно проводят многоцветное окрашивание. Процесс поступательный, небыстрый.

Многоцветное окрашивание будет более сложным. На натянутой ткани мастер ставит кляксы, делает полосы и различные пятна, претендующие на художественность. И после высыхания на ткани завязывают узлы, маленькие и большие, после чего ткань погружают в краску более темного оттенка, нежели использовался до этого. Процедура повторяется несколько раз.

Как закрепить состав?

Есть вариант использования красок «под утюг». Работа сначала высушивается, потом освобождается от узелков, проутюживается с обратной стороны. Затем ее следует хорошенько прополоскать в чистой воде, таким образом удаляются остатки красителя. Если используются парозакрепляемые красители, ткань также освобождается от узелков, роспись фиксируется паром. Изделие также следует прополоскать, высушить, проутюжить.

Если вы применяете анилиновый краситель и погружной способ, есть возможность закрепить краситель сразу. Его разводят горячей водой в посуде, которую можно нагревать. Эта вода должна вся покрывать ткань даже после кипячения, потому воды берется 3-4 л на 100 г ткани (в сухом состоянии). Заготовка кладется в посуду и кипятится на не очень большом огне. Хлопок кипятят минут 20, затем его достают, к раствору добавляют 50 г соли, и снова кипят ткань полчаса.

Если красить шелк, процесс не сильно будет отличаться, но только вместо соли, в ход идет уксус. Ткань нужно оставить в растворе до той поры, пока его температура не опустится до 50 градусов. Затем ткань промывают в теплой воде, потом в холодной. Лишь на этом этапе развязываются узелки, и ткань снова промывается. Утюжат ткань еще влажной, чтобы складки от узлов ушли без проблем. Если вы все сделаете именно так, в повторной фиксации цвета не будет необходимости.

Узелковый батик – не самая капризная техника, она прекрасно сочетается с другими (с холодным и горячим батиком). Зачастую мастера используют ее в качестве основы для цветочного мотива, который далее прорабатывают уже в технике холодного батика. В технике необязательно использовать весь отрез, а лишь его часть. Пока вы кипятите материал, один его край можно оставить непрокрашенным, удобным способом закрепив его над посудой для кипячения. Так, переход от цветной части к неокрашенной будет естественным. А далее можете вручную расписать неокрашенный фрагмент.

Те, кто в советские годы, «варил» джинсы, понимает, как с помощью узелков и кипячения можно добиться уникального дизайна одежды. Попробуйте узелковый батик, вам понравится!

В следующем видео вас ждет мастер-класс по узелковому батику (узор «спираль»).