Тяжёлый танк maus. Танк "маус" - любимое детище гитлера

  • 10.02.2024

Началом проектных работ над танком "Маус" можно считать 29.11.1941 г. Именно в этот день на совещании в Рейхсканцелярии Гитлер отдал распоряжение Ф.Порше о создании танка с большей массой, нежели проект VK 45.01(Р). Аналогичный приказ был доведен до фирмы Krupp. Таким образом начало самому тяжелому танку Второй мировой войны было положено.

История создания танка «Маус».

5.03.42 г., тема сверхтяжелого танка получила свое развитие. Техническое задание было детализировано. Фирма Krupp получила заказ на проектирование танка весом в сто тонн, со сроком сдачи первой машины не позднее весны сорок третьего.

22.03.1942 г., начаты работы над проектированием танка массой в сто тонн было поручено Porsche KG, со сроком сдачи первого образца весной сорок третьего. В случае с Porsche KG, от нее требовалась только спроектировать ходовую часть и корпус за исключением башни, которую должен была представить Krupp.
Сроки создания танка "Маус" были обусловлены данными немецкой разведки, предостерегающими руководство Германии о вероятном появлении на вооружении КА новых танков весной сорок третьего года.

14.04.1942 г., требования к танку были скорректированы:

  • боекомплект танка Pz. Kpfw VIII "Маус" должно было довести до ста выстрелов;
  • для самообороны от пехоты противника танк требовалось оборудовать пулеметом с дистанционным управлением.

18.04.1942 г., прошло предварительное утверждение проекта башни разработки Krupp. Проект предусматривал установку 149-мм ТП, с относительным удлинением ствола в сорок калибров. Скорострельность орудия около 4-5 в/мин, начальная скорость 845 м/с. Данное орудие должно было комплектоваться выстрелами с облегченным с 43 до 34 кг., снарядом, созданным на основе 149-мм снаряда пушки обр. 18 г. В качестве варианта предусматривалась установка танковой пушки, созданной на основе 12,8 cm Flack 40, с ухудшенной баллистикой.

Следующий этап, на котором вес танка превзошел сто тонн, произошел 13.05.1942 г. На очередном совещании Гитлер заявил о необходимости скорректировать требования таким образом:

  • ограничения массы танка "Маус" должны быть подняты до уровня 120 тонн;
  • баллистика танковой пушки должна быть улучшена и соответствовать 12,8 cm PaK 40 L/61, с возможностью дальнейшего удлинения ствола до 71 калибра.

Поскольку дальнейший рост веса танка ставил под сомнения его какие-то либо маневренные качества, Гитлер предполагал его применения в качестве подвижного форта, нечувствительного к огню танков противника.

23.06. 1942 г., вооружение танка "Маус" претерпело очередные изменения. От пушки калибра 128-мм отказались в пользу более скорострельной 105-мм ТП, которую было необходимо создать на основе зенитного орудия. Бронепробиваемость должна была остаться прежней. В качестве варианта рассматривалось вооружение Pz. Kpfw VIII двумя орудиями - 149-мм ТП L/37, а также 75-мм штурмовой пушки необходимой для борьбы с ЛБТ и пехотой. Необходимость, вызвана низкой подвижностью и нуждой в дополнительных танках поддержки.

Возможность установки 75-мм ТП в отдельной башне отброшена на этапе моделирования. Одновременно принято решение увеличить защищенность днища корпуса в зоне отделения управления, увеличив толщину бронирования до ста миллиметров.

17.07.1942 г., после окончательного утверждения требований, с фирмой Krupp подписан контракт на проектирование башни. Первый вариант, был представлен примерно месяцем раньше и предусматривал установку 149-мм пушки с длинной ствола в 31 калибр (более короткое орудие, чем планировали ранее) по баллистике примерно равное sFH 18, а также 75-мм KwK L/24. Баллистические характеристики основного орудия танка "Маус" были вполне удовлетворительны и обеспечивали пробитие броневой плиты толщиной в 190 мм на расстоянии в 1000 метров при угле встречи в тридцать градусов.

Сама же башня отличалась прекрасной броневой защитой, но крайне низкой технологичностью. Бока и корма должны были изготавливаться из единственного гнутого бронелиста. Башня сконструирована с учетом рациональных углов наклона, а толщина используемого листа брони была 200 мм. В бортах башни расположены приборы наблюдения, кормовая часть оборудована специальным люком для установки орудия. В крыше корпуса установлен массивный командирский перископ. Боекомплект, размещенный в башне, насчитывал 50 75-мм выстрелов, и 25 149-мм. Башня должна была оборудоваться поликом. Общий вес башни с боекомплектом составил бы пятьдесят семь тонн.

К концу августа текущего года подошли к завершению конструкторские работы Porsche KG над корпусом танка "Маус". Перед конструкторским коллективом была поставлена сложная задача:

  • необходимо было построить танк под башню в пятьдесят тонн;
  • габариты Pz. Kpfw VIII не должны были препятствовать транспортировки ж/д транспортом.

В результате 5.10.1942 года Porsche KG были предъявлены два проекта, одним из отличий которых был тип двигателя. В этом был известный смысл, параллельный выпуск двух опытных образцов должен был служить подстраховкой на случай неудачи.

Предельные ТТТ привели к появлению необычного проекта. Вес танка "Маус" вырос со ста двадцати тонн до ста пятидесяти и проявлял тенденции к дальнейшему увеличению. В одном из вариантов - Type 250, конструкторы использовали компоновку с размещением башни в корме машины, что позволяло снизить влияние вылета ствола и более равномерно распределить массу. Бронекорпус с рациональным углом наклона кормы и лобового листа.

Наибольшей проблемой было вписать размеры танка в железнодорожный габарит. Для этого ходовая была утоплена в корпус и прикрыта снаружи бронелистом. Кроме защиты ходовой бронелист нес силовую функцию, к нему крепили внешний ряд опорных катков.

Отделение управления с рабочими местами водителя и стрелка в передней части бронекорпуса. Лобовой лист имел вырез под установку пулемета MG-34. Для удобства управления имелась возможность приподнять сидение водителя настолько, что это позволяло вести танк высунувшись из люка.

Водитель и стрелок имели каждый свой люк. В бою водитель пользовался приборами наблюдения, установленными в крыше корпуса. Боковые ниши отделения вмещали 800-литровые баки для топлива. Для экстренной эвакуации имелся специальный люк.

К отделению управления примыкал моторный отсек. В нем был установлен сам двигатель и система охлаждения. Двигатель соединен с электрогенератором находящимся под башней, электроэнергия поступала на пару электромоторов установленных в корме. Доступ к электродвигателям обеспечивали три съемных броневых листа крыши. Еще три таких же листа служили местом доступа к кормовым электродвигателям.

По предварительным расчетам танк "Маус" должен был двигаться со скоростью до 20 км/ч., что дольно неплохо для машины такой массы. Хотя Krupp проектировал свою башню под установку 15 cm KwK L/31, проект Порше предполагал использование 12,8 cm KwK либо 15 cm KwK L/37. В обоих случаях основная часть боекомплекта расположена в шкафах надгусеничных полок и часть непосредственно в башне и составляла менее ста выстрелов к главному орудию, как того требовал Гитлер. По оценкам масса башни с вооружением должна составить сорок семь тонн.

На протяжении следующих месяцев проект скорректировали, в частности отказались от пулеметной установки в лобовом листе, из-за превышения массы над допустимой величиной толщина бронирования уменьшена на десять процентов. Итого масса танка составила сто шестьдесят восемьсот тонн, что значительно больше допустимой.

Дорога в серию.

В период с третьего по восьмое января сорок третьего года прошли ряд встреч с участием Гитлера и Шпеера. В их ходе был принят ряд принципиальных решений:

  • основное вооружение танка "Маус" должно было состоять из 12,8 cm KwK созданной на основе зенитки. Длина ствола требовала дальнейшего уточнения;
  • проект башни с 15 cm KwK L/38, должен был рассматриваться в качестве резервного; спаренное орудие - 7,5 cm KwK 44 L/36, представляла собой 7,5 cm KwK L/24 с большей длинной ствола.

Что касается 75-мм пушки, то ствол большей длинный выбран единственно из опасений, что 7,5 cm KwK 44 L/36 может повредить элементы конструкции крыши корпуса при выстреле.

Параллельно с утверждением вооружения, решен вопрос с утверждением самого проекта и выбор предприятий для выпуска. В качестве таковых выбран Krupp (башня-корпус) и Alket (сборка-изготовление траков). Предполагалось что опытный Pz. Kpfw VIII будет построен уже в сорок третьем году, а в сорок четвертом промышленность будет поставлять по десять танков в месяц.

Несмотря на то, что проект был утвержден, доработки его продолжались. Борта башни лишились наблюдательных приборов, которым на смену пришлись пистолетные порты, люк для установки орудия в корме заменил лючок для выброса гильз.

Спаренный пулемет ликвидирован в пользу установки 20-мм ЗА. В качестве основного орудия предложено 12,8 cm KwK L/55, от ствола с большим удлинением пришлось отказаться, из-за больших переделок которые пришлось бы внести в конструкцию башни.

В начале января, прошел показ демонстрационного макета Танковой комиссии, в ходе которого было предложено внести в конструкцию некоторые улучшения и пересмотреть вопрос о пулемете в лобовом листе.

В феврале стало окончательно ясно, что необходимые для танка дизели в срок поставлены быть не могут. В качестве альтернативы был предложен дефорсированный авиационный двигатель который устанавливался в бомбардировщики. Который и был принят как MB.509. Текущие изменения коснулись вооружения танка "Маус". На сей раз, было принято решение об установке дистанционной управляемых огнеметов в левую и правую часть кормы. Танк оснастили вспомогательным топливным баком в корме.

Итог улучшений и нововведений - танк на двадцать девять тонн превысил проектный вес в 150 тонн. Как следствие для борьбы с перегрузкой пришлось внести изменения в ходовую часть.

Одновременно с работами по улучшению конструкции танка "Маус" проходила корректировка производственных планов. 22.02.43 г., подписан контракт с Krupp о поставке ста двадцати башен и корпусов, с поставкой первых корпусов для установки ходовой на Alket уже в ноябре, затем еще четыре в феврале, шесть в январе, а начиная с марта по десять а месяц. Первую в серии башню необходимо было представить в середине октября, затем поступление башен должно было происходить со сдвигом в тридцать дней относительно сдачи корпусов.

Помимо корпусного производства Krupp выпускал 12,8 cm KwK 44 L/55. Качающаяся часть данного орудия позднее нашла себе применение в качестве буксируемого орудия - 12,8 cm PaK 44, естественно в "доработанном" виде. Пушка также устанавливалось в САУ Jagdtiger. Первая танковую пушку необходимо было сдать в августе, три в сентябре и так далее, с тем, чтобы выйти на выпуск десяти штук к февралю следующего года.

Планы по производству танка "Маус" были сорваны в ходе налета 442 бомбардировщиков RAF в ночь с пятого на шестое марта сорок третьего года. В ходе налета сильно пострадали производственные мощности Krupp, а также уничтожена документация по вооружению и башне, планы производства башен пришлось сдвинуть на два месяца. Пять дней спустя налет повторился. Документация была восстановлена, построен макет башни.

Но в ночь с третьего на четвертое апреля RAF вновь нанесли удар, макет башни вновь был утерян. Как следствие, срок к которому необходимо было изготовить башню, сместили на два месяца, со сдачей опытного образца в ноябре. К середине апреля сорок третьего года масса машины согласно проекту оценивалась в сто семьдесят девять тонн.

В спецификации присутствовали следующие изменения:

  • 20-мм ЗА отсутствовал, поскольку документация по нему погибла при бомбардировке и не была восстановлена;
  • боекомплект танка "Маус" включал в себя двадцать пять выстрелов к 128-мм ТП и пятьдесят выстрелов к 75-мм пушке, еще сто пятьдесят 75-мм выстрелов и тридцать шесть 128-мм уложили в ниши надгусеничных полок;
  • борта башни оборудовали амбразурами стрельбы из ПП MP-40; от командирской башенки отказались в пользу перископа.

14.05.1943 г., Гитлеру и руководству рейха были представлены действующие и полноразмерный макет машины, но без вышеописанных изменений.

Провал серийного выпуска танка «Маус».

Результатом показа макета танка "Маус" германскому руководству и лично Галеру стал приказ о начале его серийного производства. В июле текущего года размер заказа был увеличен со ста двадцати до ста сорока танков. Единственно по настоянию Г.Гудериана серийный выпуск должна была предварить опытная партия, необходимая для войсковых испытаний и принятия окончательного решения относительно дальнейшего производства. Демонстрация прошла не совсем успешно. Конструкция танка породила множество нареканий.

По башне:

  • лобовая часть башни скругленной формы несла потенциальную опасность рикошета снарядов в крышу МТО;
  • отсутствие пулеметного вооружения танка "Маус" необходимого для самообороны, что необходимо было устранить путем установки MG в лобовом и даже кормовом листе;
  • необходимость установки вентиляторов в крыше;
  • 37-мм ЗА вместо 20-мм.

От 37-мм зенитного автомата вскоре отказались, его размер был еще больший, чем 20-мм ЗА, который был слишком велик и загромождал башню, стесняя наводчика. Помимо этого, отсутствие горизонтального наведения и малое вертикальное делало сомнительным его боевые качества. В очередной раз был поднят вопрос об установке дальномеров, но и в этот раза окончательное решение не было принято.

Возникли вопросы и поводу габаритных размеров танка "Маус". Ширина машины была 3700 метров и имелась тенденция к росту. Габарит танка и без того был выбран исходя из наиболее возможного при транспортировке железнодорожным транспортом. Исходя из этого толщину броневой защиты, начиная с третьего танка, решено было уменьшить до ста семидесяти миллиметров.

Параллельно с с работами по внедрению необходимых изменений в конструкцию. 1.04.1943 г., установлен месячный производственный план в количестве пяти машин, а также подтверждена необходимость выпуска опытной партии.

7.07.1943 г., завершена сборка первого корпуса Pz.Kpfw VIII. Опасения подтвердились, габарит корпуса в 3700 мм был превышен на семнадцать миллиметров. Немного спустя, начаты работы по раскрою бронелистов еще для шести машин.

Одновременно с работой по самому танку, весной сорок третьего, было начато создание для него железнодорожного транспортера. Перед конструкторами встала достаточно необычная проблема, необходимо было изготовить платформу способную не только выдержать нагрузку в 180 тонн, но и в виду предельных габаритов танка разместить его настолько точно, что бы их случайно не превысить.

Результатом работ было создание 14-осной платформы, весом в семьдесят две тонны. Центровка танка осуществлялась при помощи специальной рамы, рельса установленного по центру платформы, а также направляющих установленных на боковых секциях.

Погрузка танка "Маус" проходила по рампам, которые крепили к бортовым секциям. Проектная масса танка и платформы достигла рекордных ста двадцати тонн. Был дан заказ на строительство нескольких таких платформ, подготовлена производственная линия, но в дело вмешались англичане.

С 25 на 26.07.1943 г., Эссен вновь подвергся бомбардировке, в ходе которой серьезно пострадал не только сам город, но и производственные мощности Krupp. Англичане уничтожили не только производственную инфраструктуру, но и множество образцов военной техники. Разрушения коснулись, как цехов где производились корпуса для Pz.Kpfw VIII, так и самих корпусов.

Влияние английских бомбардировщиков на дельнейшую судьбу танка "Маус" трудно переоценить. Вполне вероятно Pz. VIII, подобно "Тигру" Порше, мог бы быть выпущен в количестве ста сорока штук, благо конкурентов у него не было.

Однако степень разрушения производственных мощностей был столь велика, что производство корпусов и башен, возможно, было восстановить не ранее чем через семь-восемь месяцев.
В октябре Krupp, все еще продолжал работы по изготовления шести танков опытной серии, но ситуация сложившаяся в производстве привела к тому что машина стала обузой и оттягивала силы от производства других видов БТТ.

27.10.1943 г., Управление вооружений приняло решение направить основные усилия на производство ShtuG 40. На выполнение этого решения была и перенаправлена броня, выделенная для производства танка "Маус".

Окончательно вопрос с танком был закрыт решением от пятого ноября, согласно которому объем опытной партии сокращен до двух штук. Но даже если бы этого не произошло, то судьбу Pz. VIII решил бы ночной налет 22-23.11.1943 г., на Берлин. В ходе этого налета серьезно пострадал завод Alkett и производство не только "Мауса", но и ShtuG поставлено под вопрос.

Таким образом английское бомбардировочное командование, возможно даже само не ведая поставили крест на самом тяжелом танке периода Второй мировой войны.

Начало испытаний.

Свертывание производственной программы все же не означало прекращение всех работ по танку "Маус". Ко времени закрытия контракта, машина находилась в высокой степени завершенности.

26 сентября первый корпус прибыл на Alkett для окончательной сборки. Ввиду того что программа производства ShtuG пользовалась высшим приоритетом сборка запаздывала, а после визита RAF и вовсе застопорилась. Как следствие дособрать танк до уровня, когда он мог хотя бы самостоятельно двигаться, удалось только к концу сорок третьего года. Это была машина известна как Тур 205/1.

В результате того что заказ на башни был сокращен до одной штуки, на корпус был установлен ее массогабаритный макет. Одновременно с досборкой шасси, проходили работы по дальнейшему совершенствованию конструкции. Одним из направлений было оборудование танка "Маус" системой подводного хода. Для чего поверх панелей на крыше корпуса монтировали специальные крышки, все отверстия дополнительно герметизировали.

Орудийные стволы закрывали водонепроницаемыми чехлами, а щели между орудием и башней герметизировали прокладкой из пористой резины. Поверх входного люка водителя и радиста крепилась труба для доступа воздуха, труба была столь широкая, что внутри нее имелась лестница, которая могла использоваться для эвакуации. Дополнительно к трубе были подведены воздуховоды двигателя.

С использованием данного устройства считалось возможным преодолевать водоемы глубиной до десяти метров. Что было актуально для машины такой массы. При необходимости преодолеть более глубокие водоемы имелся еще один вариант. В этом случаи два танка содеялись кабелем, один пересекал водоем, а другой стоял на берегу, питая двигатели первого от своего генератора.

В качестве варианта возможного применения танковых башен, определенный задел для которых имелся на производстве, размаривалась возможность установки в качестве башен для фортификационных сооружений. Соответствующая документация на внесение необходимых изменений была подготовлена Krupp, но не была востребована для практического использования.

В свой первый пробег танк "Маус" проделал по заводскому двору фирмы Alkett 22.12. 1943 г. В ходе пробега был проведен своеобразный тест на проходимость. Территория завода была изрыта воронками и завалена строительным мусором прошедшей за месяц до пробега бомбардировки.

Пробег был не только импровизацией, но и прямо противоречил указанию Шпеера, но с ведома Ф.Порше. Вдобавок велась видеосъемка, что тоже прямо противоречило приказу не фотографировать машину. Машину успели загрунтовать в светло-серый цвет. В качестве своеобразной маркировки были два рисунка мышонка на бортах и корме машины, нарисованные кем-то из заводчан.

Пробег по заводскому двору показал вполне удовлетворительную маневренность танка. По окончании своеобразного испытания, водитель танка отметил легкость управления машиной, что, было присуще всем машинам Порше, оборудованными электротрансмиссией.

10.01.1944 г. танк "Маус" был отправлен по железной дороге в Берлинген, для окончательной сборки. Поскольку проблемы габаритов разрешить танк и не удалось, пришлось выбрать маршрут, исключающий любые неприятности. В тот же день Alkett приступила к сборке второго опытного образца Typ 205/II.

Прибыв на место, танк без проблем, своим ходом добрался до мастерских 7-го запасного батальона танков, пройдя при этом около пяти километров. На следующий день был сделан двух километровый пробег по бездорожью. Танк уверено прошел и это испытание. Было отмечено, что машина уверенно идет, погружаясь в грязь на глубину до полуметра и удачную конструкцию траков фирмы Alkett.

На протяжении следующих двух недель шла окончательная сборка машины - установка электрооборудования и окраска.

31.01.1944 г. тест на проходимость был продолжен. Н а это раз танку "Маус" предстояло пройти четырнадцать километров, из которых по бездорожью - 4,6 км. Поскольку уже на первом этапе испытаний внутренние бандажи опорных колес получили существенный износ, а новые только предстояло изготовить, то испытание без проблем пройти не рассчитывали. На машину, ранее окрашенную в темно желтый, нанесли красно-коричневые камуфляжные разводы.

Изюминкой камуфляжа, которая должна была сбить с толку шпионов противника, стали нарисованные перевернутые серп и молот и также аббревиатура "Г.Я.П" по периметру машины, а также перевернуты красные звезды на бортах башни. На полигоне испытывалась также трофейная БТТ, очевидно такая символика должна была навести на мысль о советском танке, доставленном с Восточного фронта.

С 3.02 по 8.02.1944 г. прошла серия испытаний, в которых непосредственное участие приняли его создатели. Создатель электротрансмиссии О. Цадник, управлял танком в тестах на наименьший радиус поворота, который составил четырнадцать с половиной метров. За ними последовал пробег на 42,4 км, из которых 6,4 по бездорожью, на котором танком "Маус" управлял Ф.Порше. После него агрегаты машины подверглись осмотру.

Следует заметить, что на первом опытном образце не были установлены некоторые элементы корпуса:

  • отсутствовал люк водителя, место которого занимала деревянная крышка на петлях;
  • не были установлены перископы водителя и радиста.

Некоторые проблемы создавала эксплуатация двигателя. Мотору MB.509, ранее применявшиеся в авиации, было необходимо топливо с октановым числом не ниже 77. Бензин, применявшийся немецкой БТТ имел октановое число 74. Топливо с необходимым октановым числом получали путем смешивания авиабензина октановым числом 100 либо 87 с бензином октановым числом 74. Либо применяли в качестве присадки тетраэтилен.

Одновременно с испытаниями первого опытного образца, Alkett заканчивал досборку второй машины. Так как Alkett, все еще не преодолел последствия налета RAF, а основные усилия были направлены на программу выпуска ShtuG 40, работы над Typ 250/II шли медленно. Для ускорения работ было решено отправить машину в Бёблинген в том виде в котором он есть. Танк "Маус", на котором установили тормоза и ходовую, погрузили на платформу и 7.04.1944 г., и оправили по назначению. Аналогично первой отправке маршрут проложили таким образом, чтобы миновать туннели и мосты.

Через три дня, эшелон прибыл в пункт назначения. Для транспортировки Typ 250/II, воспользовались танком Pz.Kpfw VIII.
Вначале танк стащили с платформы при помощи троса, а затем на жесткой сцепке отбуксировали в мастерские 7-запасного батальона танков. Несмотря на то, что двигаться пришлось по обледеневшей дороге, проблем это не составило. Данный опыт наглядно показал и то, что Pz.Kpfw VIII, способен не только самостоятельно двигаться, но и буксировать вес равный собственному.

После того как Typ 250/II благополучно доставили на место, испытания танка "Маус" продолжили. На протяжении 15-16 марта машина прошла серию тестов на преодоление препятствий. На первом этапе танк преодолел ручей глубиной в метр и подъем крутизной в сорок пять градусов. При прохождении испытаний по проходимости в условиях бездорожья, машина по вине водителя угодила в ловушку в заболоченной низине. Typ 250/I больше чем на полтора метра зарылся в вязкую землю. На место происшествия прибыл лично Ф.Порше, который смог дать простой совет - начать выкапывать танк. В итоге танк смогли завести, и он самостоятельно выехал из низины.

Происшествие в низине совпало по времени с доставкой улучшенных тележек. Их решили установить непосредственно в поле. Танк очистили от грязи, сняли гусеницы и подняли на домкратах. Тележки совместно с износившимися катками демонтировали, а на их место установили новые. Затем танк "Маус" был отправлен в мастерские, где с него сняли для осмотра генераторы, двигатель и гитары с тормозами.

Ненужный танк.

Тогда как Typ 250/I проходил тесты на проходимость, в мастерских заканчивали сборку второго шасси. Параллельно, в Эссене продолжались работы над сборкой первой и последней башни. Следует заметить, что в итоге конфигурация башни в деталях отличалась от той, которая предусматривалась проектом.

От установки в лобовом листе зенитного автомата пришлось окончательно отказаться в пользу пулемета MG-34. За исключением пулемета, еще одним нововведением, была установка бомбомета в крыше башне, ближе к ее задней стенки. В боекомплект входили дымовые и осколочные гранаты.

Места размещения выстрелов к основному орудию - 12,8 cm KwK 44 пришлось изменить. Изначально планировали разместить унитарные выстрелы в кормовой части башни, на откидывающихся укладках. Но от унитарных выстрелов из-за громоздкости пришлось отказаться и перейти на раздельное заряжание и использовать штатные выстрелы 12,8 cm KwK 44. В башне оставили две укладки на семь снарядов и 12 зарядов, остальные выстрелы, общим числом 68 штук находились в надгусеничных полках.

Место размещения боекомплекта к 7,5 cm KwK L/55 осталось без изменений, слева от спаренной установки. Более никаких изменений система вооружения танка "Маус" не претерпела.

Кроме вооружения, пересмотрен состав приборов наблюдения. Конструкция перископа, который пришел на смену командирской башенки был не достаточно удобным и совершенным имел мертвые зоны, большие, чем были у командирской башенки. Аналогичным устройством планировали оснастить рабочее место заряжающего, но на практике это не было реализовано.

Для исправления ситуации перископ решено было заменить перископическим прибором наблюдения использовавшимся в БА Sd.Kfz.234/2. Установочное отверстие под перископ заварили и прорезали отверстие под перископический прибор.

Одновременно с работами по улучшению уже имевшейся башни, Krupp вел проектирование башни новой конструкции, в которой был бы учтен накопленный опыт и устранены выявленные недостатки. При аналогичном бронировании, новая башня для танка "Маус" отличалась большей простотой и лучшей технологичностью. Лобовая деталь, с учетом опасений по поводу рикошетирования снарядов от гнутой лобовой детали, заменена деталью плоской формы. Корма башни вновь оборудована люком для установки орудия.

В башне новой конструкции изменена схема установки вооружения, пушки расположены одна над другой. Во избежание воздействия пороховых газов 75- мм пушки на элементы крыши МТО, ее расположили поверх основного орудия. Это имело смысл, но одновременно затрудняла работу заряжающего.

Проектирование башни не было инициативой Krupp. Хотя контракт на изготовление танков "Маус" был аннулирован. Испытания Typ 250/I проходили достаточно успешно и военные еще не совсем потеряли надежды увидеть танк в серии.

В марте текущего года по предложению Ф.Порше внес предложение возобновить работы по танку "Маус". Предложение нашло поддержку и проект возобновлен. Новая башня получила индекс "Maus II Turn", но так как ее ширина погона была больше прежней, корпус требовал некоторых переделок. Проект "Maus II Turn" был окончательно готов 15.03.1944 г., и спустя три дня был подписан контракт на производство деревянного макета в уменьшенном масштабе.

Одновременно с проектными работами по новой башне, была проведена проверка состояния имевшегося задела по корпусам на фирме Krupp. После ознакомления с производством был сделан вывод, что имевшегося задела хватит на девять башен и пятнадцать корпусов. Такого задела вполне бы хватило для восстановления производства. Но мощности Krupp, как и Alkett были задействованы в других программах, сборка шла весьма медленно. В срок до окончания Второй мировой войны удалось собрать до разной степени готовности шесть корпусов танков "Маус" и восемь башен, нее считая построенных ранее двух корпусов и одной башни.

В середине апреля, работы по доукомплектованию башни в целом были завершены, отсутствовали перископические приборы и шаровые установки в бортах. 3.05.1944 г., так и не дождавшись недостающих деталей башни, она была отправлена в Бёблинген. Шасси к тому времени еще не было готово. В отличии от прежней машины, Typ 250/II укомплектовали почти полностью, включая приборы наблюдения, связи, устройства подводного хода, электрооборудование и прочее.

Корпус в деталях отличался от такового первого опытного танка. Ходовая второго танка "Маус" отличалась улучшенными тележками и опорными катками с перфорацией. Работы по доукомплектованию второй машины интенсифицированы в начале лета. В течении 7-8.06.1944 г., они проводились в авральном порядке в связи с инспекторским приездом Гудериана.

Машину, хоть и не без огрехов, удалось собрать до состояния, при котором она могла быть отправлена на ходовые испытания. Тестовые пробеги несколько раз откладывали для устранения люфта механизма наведения орудий, а также устранения дефектов механизма поворота башни, который так и не был доведен. Испытания пришлось начинать, используя механизм ручного поворота башни.

Бортовые шаровые установки ведения огня из пистолетов-пулеметов, после первого испытания оказались безнадежно сломаны. В дальнейшем были сняты, а их посадочные места заварены. Полный комплект приборов наблюдения и прицелов смогли установить только в июле. Тогда же танк был дооборудован внутренними переговорными устройствам и средствами радиосвязи.

Ходовые испытания второго опытного танка "Маус" проходили хоть и не безоблачно, но все, же удачно. Некоторые проблемы доставлял мотор МВ.509, у которого были определенные проблемы с клапанами. Без дорог машина шла вполне уверенно, хотя большое удельное давление все же проявляло себя. Опорные катки с перфорацией не показали особых преимуществ и были заменены на катки старого типа. Расход топлива в условиях бездорожья составил три с половиной литра на километр.

Тем временем положение на фронтах и экономическая ситуация осложнилась настолько, что в середине июля, приказом Гитлера все работы по сверхтяжелым машинам было остановлено, хоть некоторое время по инерции продолжались. К концу месяца поступило указание фирме Krupp сдать изготовленные башни и корпуса в металлолом. Но Krupp не выполнил это приказ, корпуса и башни отправлены на склады фирмы, а задел так и остался хранится в месте производства. Тем не менее, работы над танком "Маус" продолжались.

Осенью прошла очередная и на этот раза последняя модернизация Тур 205/II. Проблемы с двигателем MB.509 преодолеть не удалось, сам двигатель, к этому времени, серийно не производился. В качестве замены существующему двигателю танка "Маус" решено было использовать дизель MB.507 который использовался в торпедных катерах. С началом войны появилась сухопутная модификация - MB.507c, которая нашла свое применение в 600-мм САУ "Карл" и некоторых опытных танках.

Во второй опытный танк "Маус" решено было установить форсированную версию оснащенную нагнетателем - MB.517, таким образом, ставшую эквивалентной по мощности MB.509

В конце сорок четвертого года оба опытных образца были доставлены на Куммерсдорфский полигон из Берлингена. После того как машины прибыли на полигон их сфотографировали и загнали в ангар. По некоторым свидетельствам они так и простояли вплоть до марта сорок пятого.

В марте, Тур 205/II перегнали Штамлагер, где в то время располагалась Ставка немецкого Генштаба. Танк "Маус" должен был усилить подразделения, которые были предназначены для ее охраны. Где и был подорван при отступлении, в виду невозможности эвакуации тихоходной машины.

Гипотеза о гибели в бою, по-видимому, не состоятельна. Существуют фотографии, на которых эта машина не имеет внешних повреждений бронезащиты.

Танк был захвачен танкистами 53-й т.б под командованием В.С.Архипова 22.04.1945 г.

Трофейные танки "Маус".

Как не странно, первыми сведения о его существовании получили французы. Произошло это в процессе опроса пленных. Французский генштаб получил соответствующий доклад 5.01.1945 г. В дальнейшем все сведения по танку "Маус" были уже после войны. К ним попал в плен начальник мастерских в Бёблингене, где испытывались машины. Помимо собственных данных, был получен микрофильм от англичан, в котором были отображены некоторые чертежи танка. Помимо этого Ф.Порше отсидевший двадцать месяцев в французской тюрьме, вполне мог поделится своим секретами.

Англичане могли добыть во много раз больше материалов по программе танка "Маус". В их зоне оккупации оказались Меппен и Эсенн, таким образом, они получили доступ к документации по башням и корпусам, проектной документации, результатам испытаний. Также к ним попал задел по башням и корпусам.

Добытые материалы доставлены в Бовингтон, где находятся и поныне, составив самое полное собрание документов по программе танка "Маус". Доставили туда же незаконченные детали корпуса и башни неизвестно.

Американская разведка, по согласованию с английской стороной собрала некоторые документы на территории Krupp, а также получила копии материалов от союзников.

Некоторая часть документов и материалов по программе танков "Маус" была захвачена Красной Армией. Более важным следует считать захват обеих прототипов танка. Достоверные данные по программе создания сверхтяжелого танка были получены уже после войны. 29.06.1945 г., в ГАБТУ КА были отправлены доклад как об обстоятельствах захвата машин, состоянии машин и описании их конструкции. Несмотря на то, что Тур 205/II, захвачен еще в апреле советские специалисты добрались к обеим машинам в июне.

Первый прототип был найден на территории стрельбища в Куммерсдорфе. Если и была попытка уничтожить машину и была, то серьезных усилий к этому не приложили. Танк был не более чем разукомплектован. Броня корпуса носила следы поражений четырьмя БПС, такой же след имел макет башни. Это не были следы обстрела, нанесенные советскими войсками. Вероятно эти следы результат немецкого обстрела, не исключено что из Тур 205/II.

Второй краткий отчет был получен ГАБТУ в середине лета. В отчете имелся ряд неточностей, которые можно объяснить недостатком информации. Одновременно с осмотром самого танка, велась работа по сбору документации по танку "Маус".

С танка Тур 205/I на Куммерсдорфском полигоне демонтировали башню и часть узлов и агрегатов, которые отправили в СССР. Осенью корпус Тур 205/I перетащили с полигона и установили на него башню с Тур 205/II. В таком виде его на штатной транспортной платформе подготовили для транспортировки в CCCР. По каким-то причинам это было отложено до следующего года, так что в Кубинку он прибыл только в мае сорок пятого года.

Поскольку на момент прибытия танк "Маус" был серьезно разукомплектован, первые испытания были ограничены только обстрелом башни и корпуса.

После тестового обстрела и описания конструкции машина была доставлена в музей при полигоне, где и поныне находится.

Видео-обзор немецкого танка "Маус" в Кубинке.

  • Видео танка "Маус"
  • Видео танка "Маус" обзор

в Избранное в Избранном из Избранного 8

Не все знают что Королевский Тигр не был самым крупным из немецких танков, созданных немецкой танковой промышленностью. Много драгоценного времени и материалов было впустую потрачено на создание прототипов сверхтяжелых танков. Фердинанд Порше был главным конструктором одного из них, 188-тонного Мауса (мыши), параллельно с ним фирмой Heereswaffenamt разрабатывался конкупент Мыши140-тонный E-100. Porsche получил одобрение своего проекта лично от Гитлера, в то время, как ни один из образцов Heereswaffenamt не были одобрены для производства. Таким образом, Гитлер, возможно, принёс такую своеобразную компенсацию Фердинанду Порше за последние неудачи в танковых конкурсах.

Башня танка

была округлой, лобовые пластины были толщиной 93 мм. Для вооружения был предусмотрены два варианта пушек либо 128 мм или 150мм пушки, плюс 75 мм пушка монтировалась в башне совместно. Первые прототипы без башен, весом в 50 тонн, были готовы в середине 1944 года, в результате чего два прототипа с имитацией башни вышли на испытания зимой 1943-1944, прототип фирмы «Крупп» так же принял участие в испытаниях. До конца войны успели достроить две машины. Дальше Гитлер лично распорядился, чтобы вся работа над проектами гигантских танков была прекращена из-за нехватки ресурсов. Большинство недостроенных Маусов были взорваны в последние недели войны, хотя орудия, башни и корпуса были найдены офицерами разведки союзников брошенными но достаточно целыми.



ТТХ: Масса: 188,000 кг/206 тонн

Экипаж: 6 человек

Двигатель : Бензиновый Daimler-Benz MB 509 / 12-цилиндров/ 1080 л.с. Дизель Daimler-Benz MB 517 Diesel / 12-цилиндров / 1200 л.с.

Обём баков: 2650-2700 литров+ 1500 литров во внешних баках.

Скорость: 13-20 км/час

Запас хода: 160-190 км по шоссе и 62 км по пересечённой местности.

Длинна : 10.09 м

Ширина : 3.67м

Высота : 3.63 м

Броня: Крыша башни: 60/90 мм

Маска пушки: 250 мм

Лоб башни: 220-240 мм

Бок башни: 200 мм

Лоб корпуса 180 мм

Борта: 100-80 мм

Задняя част башни: 200 мм

Корпус -верх: 150 мм

Корпус низ: 150 мм

Задняя часть корпуса: 50-90 мм.

Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для этого он получил толстую броню, крупнокалиберное орудие и оригинальную конструкцию. Позже Маус стал очередным чудо-оружием, призванным спасти Германию от надвигающегося поражения.

Из истории известно, что все эти планы окончились единственным экспонатом, стоящим в наши дни в музее. Почему так произошло и могло ли стать иначе, будь у Германии больше ресурсов, вы узнаете из статьи.

Создание

Адольф Гитлер любил оружие, выделяющееся размерами и мощью, поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу 1941 года у него появилась идея создания сверхтяжёлого танка, превосходящего все существующие по защите и огневой мощи.

8 июля 1942 года, после совещания, посвящённого развитию танковых войск, Фердинанд Порше взялся за проектирование новой машины. Её планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых мест, поэтому броня должна была достигать 200 мм во лбу и 180 мм по бокам. Главное орудие должно было быть большого калибра - 128 или 150 мм.

3 января 1943 года Гитлеру продемонстрировали деревянный макет, принятый им с воодушевлением, а 6 апреля того же года был собран полноразмерный макет из дерева, который 14 мая был продемонстрирован Гитлеру.

1 августа началась сборка первого прототипа Мауса, а 24 декабря он впервые выехал своим ходом на испытания, однако, поскольку башню не успели собрать, вместо неё установили груз.

С января до апреля 1944 года проходили ходовые испытания в Бёблингене, показавшие отличную управляемость и маневренность танка Маус, способность преодолевать водные преграды и склоны крутизной более 40°.

В конце 1944 года, в связи со всё ухудшающейся обстановкой на фронте и всё большей нехваткой ресурсов, Гитлер отдал приказ закрыть все работы, связанные со сверхтяжёлыми танками, а весной 1945 года все 3 прототипа были взорваны, чтобы не допустить захват.

В августе 1945 года два Мауса были отправлены в разобранном состоянии на танковый полигон в Кубинке, где были собраны в один целый, состоящий из корпуса первого образца и башни второго. Именно он сейчас находится в музее.

Конструкция и компоновка

Поскольку к Маусу предъявлялись специфические требования, его компоновка несколько необычной. Башня была довольно сильно смещена назад, корпус разделен перегородками на 4 отделения, а броня слабо дифференцирована, то есть имела примерно одинаковую толщину независимо от места, что делало её равнопрочной.

Вес достигал 188 тонн, а экипаж 6 человек. Также имелась довольно оригинальная электрическая трансмиссия, горячо любимая Фердинандом Порше.

Корпус

Лобовая броня достигала 200 мм под углом 55°, бортовая 180 мм, но без наклона, что резко снижало защиту. Для защиты ходовой части имелись экраны по бокам корпуса толщиной 100 мм. Задний бронелист имел 160 мм под углом 35°. Интересной особенностью была толщина днища, имевшая 105 мм в передней части для того, чтобы противостоять минам, и 55 мм в остальной своей части.

Сам корпус был сварным, а его листы соединялись прямоугольными шипами с цилиндрическими штифтами для большей прочности.

Внутри корпус делился перегородками на 4 отделения.

Отделение управления находилось спереди, имело места для водителя и радиста, органы управления танком, радиоаппаратуру и огнетушители. Сверху располагался люк, накрытый броневой крышкой и перископ, внизу запасной люк, а по бокам топливные баки ёмкостью 1560 литров.

За ним находилось моторное отделение с двигателем, радиаторами, системой охлаждения и масляным баком. Подобное расположение создавало неудобства, поскольку доступ к механизмам был более затруднён чем в танках, где моторное отделение находилось возле кормы.

Боевое отделение было посередине корпуса и служило для размещения 36 снарядов, механизма для зарядки аккумуляторов и питания привода башни. Под его полом располагался редуктор и блок генераторов.

В корме находилось трансмиссионное отделение, включавшее в себя тяговые электродвигатели и редукторы.

Башня

Башня танка также имела практически равнопрочное бронирование и сварную конструкцию. Её лоб имел толщину 220 мм и закруглённую форму, маска орудия 240 мм, борта 210 мм под наклоном в 30° и корма 210 мм под наклоном в 15°.

Башня была приварена к башенному погону, который опирался на три тележки с роликами. Для горизонтальной фиксации использовались ещё шесть тележек. Привод вращения был электромеханическим с возможностью ручного дублирования, имел 2 скорости.

Внутри размещались стеллажи для боекомплекта, компрессор для продувки ствола главной пушки и 4 члена экипажа. На левой стороне находился перископический прицел, также планировалось установить стереоскопический дальномер на крышу.

На крыше было 2 люка и вентилятора, перископический прицел с бронированной защитой и амбразура для ближнего боя. На задней стенке сделали люк для загрузки снарядов.

Для преодоления водных препятствий башня могла полностью опускать на погон, обеспечивая таким образом герметичность.

Вооружение

На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания - ИС-7 .

Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.

Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.

Двигатель и трансмиссия

На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.

Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.

Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.

Ходовая часть

Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения.

Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.

К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом.

Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались.

Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.

Эпилог

Сверхтяжёлый танк Маус не смог стать чудо-оружием, которое хотя бы теоретически могло привести Германию к победе. Его внушительная на первый взгляд броня была слабой для общей массы Мауса, а нерациональные углы наклона ослабляли её ещё больше. Мощное вооружение было избыточным, огромные размеры и низкая подвижность танка делали его отличной мишенью для вражеских сил, а чрезмерный вес делал затруднительной транспортировку и невозможным преодоление мостов.

Все эти недостатки дополнялись большой стоимостью и сложностью производства, потребностью в дефицитных материалах.

Каким бы мощным и величественным не казался Маус, на поле боя он был бы низкоэффективным и не окупающим себя. Гораздо рациональнее оказалось производить много более простых и дешёвых танков, что нам и доказала история.

Конструктор Генрих Эрнст Книпкамп создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва. Конкуренцию для танка Maus фирмы Порше в этой серии должен был составить немецкий танк Е-100. Производство прототипа Е-100 началось во Франкфурте-на-Майне, а в конце войны его шасси оказались на полигоне Хаустенбек, где и попали в руки британцев.

Первый звонок для немецких танкистов

Лето 1941 года для руководства Третьего Рейха ознаменовалось не только головокружительными успехами на Восточном фронте, но и целым рядом неприятных открытий, которым на первом этапе кампании не придали особого значения. Единственным «сюрпризом», не оставшимся незамеченным Гитлером, было преимущество новейших советских танков над немецкими. До поры до времени оно компенсировалось неопытностью советских танкистов, низким качеством изготовленной в СССР бронированной техники и наличием в ней конструкторских недоработок. Но по мере накопления Советами необходимого опыта все могло измениться не в лучшую для немцев сторону. Высшее руководство Германии осознавало серьезность этой проблемы и проявляло беспокойство.

Особенно удручающее впечатление произвело наличие у Красной Армии бронированных монстров КВ-1 и КВ-2 в огромном по немецким меркам количестве, исчислявшемся сотнями единиц. Осенью 1941 года Управление вооружений сухопутных сил (нем. – Heereswaffenamt, далее – УВС) поставило перед крупнейшими машиностроительными концернами Германии задачу в сжатые сроки создать немецкие тяжелые и сверхтяжелые танки прорыва, превосходящие советские аналоги и бронированием, и вооружением.

Погрузка танка Pz.Kpfw VI «Tiger I» на грузовую платформу на сборочном заводе фирмы «Хеншель» в Касселе,
1942 год. Источник – de.academic.ru

Порше против Хеншеля

В гонку за право производить серийные тяжелые танки включились компания «Хеншель и сын АГ», развивавшая проект тяжелого танка конструкторов УВС, начатый еще в конце 30-х годов, а также фирма Фердинанда Порше. Их соперничество вылилось в создание компанией «Хеншель и сын АГ» прототипа VK4501 (H), позднее ставшего легендарным танком Pz.Kpfw VI «Tiger I». В свою очередь, фирма Порше создала прототип VK4501 ₽, более известный как PzKpfw VI «Tiger» ₽, который в серию не пошел и известным не стал. Борьба за «Tигр» породила противостояние между крупнейшими немецкими производителями бронетехники, в котором активное участие принимали и функционеры УВС, в том числе конструктор Генрих Эрнст Книпкамп, по совместительству являвшийся старшим советником службы конструирования УВС. Книпкамп был лично заинтересован в победе Хеншелей, так как именно его вариант подвески со знаменитым шахматным расположением катков использовался при создании прототипа VK4501 (H).


Генрих Эрнст Книпкамп. Источник – subscribe.ru

В свою очередь Порше пользовался благосклонностью рейхсминистра Фрица Тодта, курировавшего создание танка «Тигр» . Благоволил к нему и сам фюрер. Такое положение вещей не могло не раздражать прямых конкурентов Порше – концерн Круппа, компанию «Хеншель» и активно сотрудничавшую с ними службу конструирования 6-го департамента бронетехники и механизации УВС.


Фердинанд Порше. Источник – electro-machines.ru

Предприятия концерна Круппа не только конкурировали с Порше в создании сверхтяжелого танка, но и подыграли компании «Хеншель», поставив для прототипа VK4501 ₽ фирмы «Порше» башню с погоном в 1820 мм вместо необходимых 2000 мм. Это задержало работы по созданию прототипа, а 8 февраля 1942 года Порше не повезло еще больше, так как рейхсминистр Тодт погиб в авиакатастрофе, и его место занял Альберт Шпеер, менее благоволивший знаменитому промышленнику. В результате после показа Гитлеру обоих прототипов 20 апреля 1942 года (фюреру, любившему полноразмерные дорогие «игрушки», сделали подарок ко дню рождения), а также после еще целого ряда каверз, устроенных фирме «Порше» функционерами УВС, высшее руководство Рейха остановило свой выбор на машине компании «Хеншель». Фердинанд Порше не мог простить этого своим конкурентам.


Рейхсминистр Фриц Тодт
Источник – opowiadam.eu

Когда на совещании у Гитлера 8 июля 1942 года, на котором присутствовал Порше, решался вопрос создания сверхтяжелого танка прорыва, он сделал все, чтобы был забракован проект прототипа VK 7201 совместной разработки концерна Круппа и конструкторов УВС. Таким образом Порше удалось «насолить» двум своим противникам сразу. В это время его фирма начинает разработку проекта под индексом «Объект 205 «Мышонок» (нем. – «Mauschen»), который вылился в создание двух прототипов танка, известного под названием Pz.Kpfw VIII «Maus» (нем. – мышь). Круппу в этом проекте досталась только разработка башни под 128-мм танковую пушку и спаренное с ней 76-мм орудие, предназначенное для борьбы с пехотой и среднебронированными целями.


Танк Pz.Kpfw VIII «Maus» – основной соперник танка Е-100. Источник – opowiadam.eu

Медленный старт проекта Е-100

Но Книпкамп не собирался сдаваться. В инициативном порядке он создал исследовательскую группу, которая занялась разработкой целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), начиная от легких бронированных гусеничных машин и заканчивая тяжелыми танками прорыва, которые должны были учесть все недостатки и достоинства танков, уже имевшихся на вооружении Вермахта. Конкуренцию для танка «Маус» фирмы Порше в этой серии должен был составить танк Е-100.

30 июня 1943 года, когда на предприятии Порше и заводах-«смежниках» уже полным ходом изготавливались агрегаты и комплектующие для первых двух танков «Маус», танк Е-100 только начал разрабатываться специалистами службы конструирования УВС. В этом им помогали конструкторы автомобилестроительной компании «Адлерверке», штаб-квартира которой и по сей день находится во Франкфурте-на-Майне. Она поставляла Вермахту полугусеничные бронетранспортеры, велосипеды и автомобили, и ее владельцы были в хороших отношениях с Книпкампом.


Здание «Адлерверке». Вид с улицы Клеерштрассе во Франкфурте-на-Майне. Источник – de.academic.ru

Е-100: технические характеристики

Е-100 создавался в соответствии с требованиями, выдвинутыми Гитлером к сверхтяжелому танку еще на совещании 8 июля 1942 года. Он должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. При этом танк должен был весить от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм. В то же время конструкторы Книпкампа хотели вписаться в вес 100–120 тонн и снабдить Е-100 150-мм пушкой. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном Круппа для танка «Maus».


Танк Е-100, вид сверху. Источник – maquetland.com

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Несложно догадаться, что его катки должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд – эта разработка Книпкампа использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

В отличие от танка «Maus» Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Для высвобождения как можно большего пространства ведущими сделали не передние «звездочки», как это было принято у немецких танков, а задние. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него (так же как и для танка «Maus») разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.


Компьютерная модель танка Е-100, вмонтированная в фотографию времен Второй мировой войны
Источник – strangevehicles.greyfalcon.us

Для повышения живучести танка его решили сделать ниже, чем «Maus», на 37 см. Кроме того, максимально уменьшили количество вертикальных поверхностей и прямых углов у его бронирования – если «Maus» имел практически вертикальные борта, то Е-100 такой «прямолинейностью» не обладал. Все эти конструктивные решения позволили спроектировать танк на 50 тонн легче, чем «Maus», но и в 120 тонн конструкторам вписаться не удалось – по расчетам получившаяся машина должна была весить 137,8 тонны.

Силовая установка Е-100 была проще и надежнее, чем у его «конкурента». Фердинанд Порше и в «Тигре» ₽, и в сверхтяжелом танке упорно внедрял свою систему раздельного привода каждой гусеницы отдельным электродвигателем, питавшимся от генератора, который приводился в движение бензиновой силовой установкой. Конструкторы Книпкампа пошли более простым путем и установили в кормовом отделении танка 12-цилиндровый бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с. (им оснащались такие танки как PzKpfw V «Panther» и VI Ausf. B «Tiger II» («Королевский Тигр»), а также коробку передач Maybach OG 401216В. Мощность двигателя была явно недостаточной, однако более мощного мотора на тот момент в Германии не было, а второй двигатель конструкторы решили не ставить. Они приняли решение, что на первых порах лучше смириться с невысокой скоростью их сверхтяжелого танка и подождать, пока появятся более мощные двигатели. Проектную же скорость для Е-100 его инженеры установили на уровне 38–40 км/ч.


12-цилиндровый бензиновый двигатель производства компании Maybach HL230 P30 мощностью 700 л.с.
Источник – eastcoastarmory.com

Скорый конец проекта

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии компании «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне. Позднее сборкой занялось предприятие компании «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Однако в связи с тем, что до 80% производственных мощностей компании «Хеншель и сын АГ» были разрушены авиацией союзников, было приказано прекратить работы над созданием Е-100. Башню от корпорации Круппа новый танк так и не получил, а шасси «зависли» на полигоне Хаустенбек около города Падерборн. Ниже - те немногие фото танка e100, а вернее его шасси, которые сохранились до наших дней.


Американские солдаты рассматривают шасси танка Е-100. Источник – topwar.ru


Американский солдат возле шасси танка Е-100. Рядом – ствол орудия со свинченным дульным тормозом
Источник – gamestar.de

Здесь они и попали в руки британских военных весной 1945 года. Шасси танка были отправлены в Англию, где местные инженеры смогли собрать их и привести в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни обладает очень низкой проходимостью, а его скорость не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время несостоявшийся «конкурент» танка «Maus» был отправлен на переплавку. Фердинанд Порше победил, а его детище в этой гонке бронированных монстров уцелело и прославилось на весь мир. Но принесло ли это радость конструктору, отсидевшему 22 месяца во французской тюрьме и с подорванным здоровьем отпущенному умирать на родину? Вряд ли.


Шасси танка Е-100, погруженные на транспортную тележку для отправки в Великобританию
Источник – schatzsucher.de


Транспортировка шасси танка Е-100. Источник – valka.cz


Шасси танка Е-100. Источник – silnyeduhom.ru

Несмотря на особое внимание, уделяемое немецким командованием работам по разработке сверхтяжелых танков, в период Второй мировой войны были выпущены лишь единичные образцы этого класса машин. Из проектируемых сверхтанков, таких, как Е-100, "Крупп-Маус" (VK 7001 (К), "Ваr" (Медведь) и "Маус", только последний был полностью построен, и подвергнут испытаниям. Работы по VK 7001 (К) и "Бару", хотя и велись достаточно интенсивно, не вышли из стадии проектирования. (Читайте также статью: "Тяжелый танк Т-VIB "Королевский Тигр" )

Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"

Постройка сверхтяжелого танка Е-100 была остановлена на стадии сборки шасси в конце 1944 года

Постройка сверхтяжелого танка Е-100 остановилась в конце 1944 года на стадии сборки шасси. После капитуляции Германии, территории, где располагались заводы "Хеншель", отошли под контроль англо-американской администрации. Там войсками союзников был обнаружен недостроенный опытный образец танка Е-100. Впоследствии его вывезли для детального изучения и исследования в Великобританию. Таким образом, работы над проектами сверхтяжелых танков в Германии в целом остались незавершены.

Танк "Маус" оказался единственным сверхтяжелым танком, доведенным до стадии опытного образца. И хотя эта машина не производилась серийно и не принимала участия в боевых действиях, сама идея ее создания и воплощение в металле представляют определенный интерес и заслуживают внимания.

Проект танка Е-100 "Tiger-Maus"

В апреле 1942 года Гитлер на совещании высказал пожелание о необходимости завершения к лету 1943 года всех работ над тяжелыми танками массой 100 т, задание на разработку которых было выдано еще в марте 1942 года. От фирмы "Крупп" он потребовал начать серийное производство тяжелых танков с середины лета 1943 года и обеспечить выпуск до пяти машин в месяц. Что касается вопроса о создании сверхтяжелых танков, то часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности этой идеи и всячески затягивала решение данного вопроса. Но, несмотря на это, проект сверхтяжелого танка, предназначенного для совместных действий с легкобронированными машинами, был утвержден и получил название "Mammut" (Мамонт).

Mause E-100 Löwe

Летом 1942 года фирма "Порше" получила официальный заказ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию танка прорыва с максимально допустимыми уровнями броневой защиты и мощности вооружения. Проектом предусматривалось создание танка с бронированием: лоб корпуса - 200-мм, башни - 220-мм, борта корпуса - 180-мм, борт и корма башни - 200-мм. Боевая масса танка должна была составлять 160 т, максимальная скорость - 15 км/час, основное вооружение - 150-мм пушка, устанавливаемая в передней башне, а вспомогательное - 128-мм пушка - в кормовой. Разработка проекта танка осуществлялась в КБ фирмы "Порше", расположенном в Штуттгарте. После ряда уточнений и изменений технических требований к тяжелому танку проект получил условное обозначение Projekt Nr.205 или "объект 205", а танк стал называться "Mauschen" (Мышонок).В июле 1942 года с эскизным проектом танка был ознакомлен Гитлер, который санкционировал дальнейшие работы по проекту и потребовал увеличения толщины брони днища корпуса до 100-мм.

Проект 205 V1

Часть германского руководства с самого начала высказывала мнение о бесперспективности создания сверхтяжелых танков, всячески затягивая решение этого вопроса.

Конструкторы фирмы "Порше" должны были создать шасси танка и дизельный двигатель воздушного охлаждения. Первые испытания планировалось провести 5 мая 1943 года, и в целях экономии времени, вместо дизельного двигателя было решено для проведения испытаний первого образца танка использовать в качестве силовой установки авиационный карбюраторный двигатель DB 603А2 с непосредственным впрыском топлива. В декабре 1942 года, в своем докладе Гитлеру, Ф. Порше сообщил о завершении всех подготовительных работ по организации производства "объекта 205" на фирме "Крупп", и о готовности построить первый образец к лету 1943 года. Полноразмерный деревянный макет танка "Mauschen" был показан Гитлеру 4 января 1943 года. Этот показ послужил поводом для созыва 21 января совещания в Берлине, где обстоятельно обсуждались проекты сверхтяжелых танков фирм "Порше" и "Крупп". Было принято решение завершить к концу 1943 года изготовление двух опытных образцов танка фирмы "Порше" и, в случае успешных испытаний танка, приступить к его серийному производству.

2 февраля 1943 года, когда работы по созданию танка были в самом разгаре, Управление вооружения внесло в проект изменения. В качестве дополнительного вооружения предлагалась огнеметная установка с емкостью бака для огнесмеси 1000 л. Это вызвало резкий протест разработчиков проекта, так как влекло за собой увеличение сроков изготовления машин. Но Управление настояло на выполнении этого требования. Сначала в системе подрессоривания танка массой 179 т предполагалось использовать испытанную ранее подвеску опытного танка VK 4501(P), но с установкой огнемета, массой 4900 кг, общая боевая масса танка возрастала на 5,5%. Это требовало установки двух дополнительных узлов подвески и, следовательно, увеличения длины корпуса машины. Поэтому совместно с фирмой "Шкода" было принято решение - установить пружинно-спиральную подвеску.

Прототип танка - VK.4501(P).

6 апреля 1943 года с инспекционным визитом в Штуттгарт прибыл министр вооружения А. Шпеер, который осмотрел деревянный макет танка с внесенными изменениями. 10 апреля последовало распоряжение отправить этот макет в Берхтесгаден (Berchtesgaden). Макет был разобран и упакован для отправки, но 16 апреля поступил новый приказ о сборке макета. 1 мая 1943 года на Главной штаб-квартире в Растенбурге деревянный макет танка с огнеметной установкой был осмотрен Гитлером. С этого момента "Мышонок" превратился во взрослую "Мышь" (наименование танка сократилось до "Maus").

К июлю 1943 года для "объекта 205" (он же - "Маус") было выбрано оптимальное вооружение. Предлагались различные варианты спаренных установок:

  • 105-мм зенитная и 75-мм танковая пушки;
  • 127-мм морская и 75-мм танковая пушки;
  • 128-мм и 75-мм танковые пушки;
  • 150-мм специальная танковая или морская и 75-мм танковая пушки.

Предпочтение было отдано спаренной артиллерийской системе, состоявшей из 128-мм пушки KwK44 L/55 и 75-мм пушки KwK40 L/36,6. В будущем планировалось перейти на систему, состоявшую из 150-мм и 75-мм пушек. Одновременно было завершено изготовление электромеханической трансмиссии. С 1 августа по 23 декабря 1943 года, на заводе фирмы "Алкет" (Alkett) в Берлине собрали первый опытный образец танка "Маус" (объект 205/1) без монтажа вооружения. В изготовлении танка принимали участие несколько известных фирм. На заводах фирмы "Крупп" в Эссене изготовили корпус и башню с вооружением. На "Шкоде" в Пльзене (Plzen) - ходовую часть (опорные катки, подвеску, гусеницы) и механическую часть трансмиссии (бортовые редукторы и гитары). Фирма "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте предоставила силовую установку. На заводах "Сименс-Шукерт" (Siemens-Schuckert) в Берлине собрали для танка электрогенераторный блок, тяговые электромоторы и электрокоммутационную аппаратуру для управления электромеханической трансмиссией. Другие фирмы также привлекались для производства различных узлов и деталей танка.

Проект 205 V2

Проект танка 205 V2.

Особое внимание уделялось обеспечению безотказности работы всех узлов и механизмов танка. Все они были подвергнуты многократным, тщательным испытаниям, еще до установки в танк. Так, электрогенераторный блок после заводских испытаний был перевезен в лабораторию профессора Камма, на заводе "Даймлер-Бенц" в Штуттгарте. Там провели дополнительные стендовые испытания "э/г блока" совместно с карбюраторным двигателем. После завершения всех заводских испытаний, танк на специально спроектированной платформе, грузоподъемностью 180 т, был отправлен для доводочных работ и отладки на фирму "Порше", которая находилась в том же Штуттгарте. Из-за чрезмерных габаритов и веса танка, сама транспортировка его представляла собой эксперимент, но прошла вполне успешно.

Всего на заводе "Алкет" было изготовлено и отгружено в Штуттгарт два опытных образца танка "Маус". Один из них, "объект 205/1", имел специально отлитую кубическую нагрузочную башню, а второй - "объект 205/2", был отправлен без башни. Боевая штатная башня с вооружением была доставлена в Штуттгарт и установлена на второй танк позже. На заводском полигоне фирмы "Порше" близ Штуттгарта, под руководством Главного конструктора профессора Ф. Порше, прошли заключительные заводские испытания опытных образцов.

Проект 205 V2

Для проведения всесторонних испытаний танка, с целью определения возможности принятия его на вооружение, оба опытных образца перевезли на танковый полигон военного ведомства в Куммерсдорфе (Kummersdorf), расположенный в окрестностях Цоссена (Zossen). С июня 1944 года начались ходовые испытания первого образца танка "Маус" с нагрузочной башней. В сентябре 1944 года к ходовым, а кроме того и к артиллерийским испытаниям, подключился второй образец, на котором было установлено вооружение в штатной башне.

Результаты ходовых испытаний показали, что сомнения в способности сверхтяжелого танка преодолевать различные препятствия оказались напрасными. По свидетельским показаниям работника фирмы "Алкет" ведущего инженера Лаубе, на испытаниях танк показал хорошую проходимость, маневренность и управляемость.

Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус

Общие данные

Боевая масса, т............................................................188
Экипаж, чел.................................................................6
Удельная мощность, л.с./т...................................................9,6
Среднее давление на грунт, кгс/см2............................................1,6

Основные размеры, мм:

Длина с пушкой

вперед.................................................................. 10200
назад....................................................... 12500
Высота..................................................................3710
Ширина.................................................................3630
Длина опорной поверхности................................................ 5860
Клиренс по основному днищу................................................500

Вооружение

Пушка, марка......KWK44 (Pa44)/KWK40
калибр, мм.............................................................128/75
боекомплект, выстр.....................................................61 /200
Пулеметы, количество, марка............................................1xMG.42
калибр, мм...............................................................7,92
Боекомплект, патронов........................................................?

Броневая защита, мм/угол наклона, град:

Лоб корпуса..................................................... 200/52, 200/35
Борт корпуса....................................................... 185/0, 105/0
Корма.......................................................... 160/38, 160/30
Крыша......................... 105, 55, 50
Днище.................................................................105, 55
Лоб башни................................................................210
Борт башни.............................................................210/30
Крыша башни...............................................................65

Подвижность

Максимальная скорость, по шоссе.............................................20
Запас хода по шоссе, км....................................................186

Силовая установка

Двигатель, марка, тип.....................DB603 А2, авиационный, карбюраторный
Максимальная мощность, л.с................................................1750

Средства связи

Радиостанция, марка, тип......................................10 WSc/UKWE, УКВ
Дальность связи (телефоном/телеграфом), км.............................2-3 / 3-4

Специальное оборудование

Система ППО, тип.......................................................ручная
число баллонов (огнетушителей)...............................................2
Оборудование для подводного вождения............................комплект ОПВТ

глубина преодолеваемой водной преграды, м....................................8
Продолжительность пребывания экипажа под водой, мин...............до 45


Боевые и технические характеристики сверхтяжелого танка Маус

Но в конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых "Маусов" даже при минимальном выпуске - 10 машин в месяц.

Проект 205 V2

Из-за приближения советских войск и невозможности эвакуировать многотонные машины с территории Куммерсдорфского полигона, танки было решено уничтожить. Но значительному разрушению подвергся только один из двух "Маусов". Уже после капитуляции Германии оба сверхтанка были обнаружены специалистами Технической Комиссии Министерства Транспортного Машиностроения СССР. Один танк (объект 205/1 с нагрузочной башней), находился в районе западных батарей Куммерсдорфского артиллерийского полигона. Другой (объект 205/2) - на площадке Штаммлагеря вблизи Цоссена, в 14 км от Куммерсдорфа. Оба танка были выведены из строя, причем у танка, находившегося в Штаммлагере, взрывом был разрушен корпус. По указанию командующего БТ и MB ВС из двух поврежденных образцов был собран один "Маус", который был отправлен в СССР для подробного изучения и анализа его конструкции. 4 мая 1946 года танк прибыл на НИИБТ полигона ГБТУ КА (пос. Кубинка), где и поныне его можно увидеть в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники.

Panzerkampfwagen VIII Maus

Спроектированный под руководством Фердинанда Порше с 1942 по 1945 годы, сверхтяжелый танк "Маус" не принимал участия в боевых действиях.