Точечная роспись. Точечная роспись по стеклу акриловыми красками

  • 20.01.2024
  • схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
  • красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
  • ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
  • этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
  • бумажные салфетки или декупажные карты.











Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.




Точечная роспись контурами: готовые схемы и трафареты

В зависимости от формы и размера предмета, стоит подбирать рисунок. Самыми простыми в исполнении и универсальными по назначению являются простые геометрические формы. Если вы никогда раньше не занимались точечной росписью, начните с выведения кругов на плоской поверхности прямоугольной формы - обложке для паспорта или чехла для мобильного телефона. Составляя орнамент из простых фигур – кругов, треугольников, квадратов и линий разных цветов, можно добиться очень интересных результатов. Для достижения максимального эффекта надо лишь правильно подобрать цвета контуров.

Более сложные в исполнении круговые и линейные орнаменты. Для их выполнения поверхность изделия сначала необходимо подготовить - нанести карандашом едва заметные линии разметки. Если работа предстоит на прозрачной стеклянной поверхности, можно закрепить эскиз рисунка с обратной стороны с помощью скотча.

Большое количество схем рисунков для точечной росписи можно найти в интернете. Вот лишь несколько вариантов для разных предметов:

Для тарелок (подойдут большинство круглых орнаментов, мандалы для раскрашивания и т.д):

Восточные узоры (один из самых популярных вариантов – индийский огурец пейсли в различных комбинациях):

Для бокалов и бутылок (легкие воздушные орнаменты в виде завитков, либо «бесшовные» линейные узоры)

Для различных аксессуаров (футляры для очков, пеналы, чехлы мобильных телефонов, кошельки и визитницы):

Работа со схемами

Если выбранная схема является счетной (для вышивки крестиком или бисером), то необходимо специальным карандашом для стекла на поверхности изделия отметить основные оси (горизонталь, вертикаль, центр рисунка). И начинать работать, отталкиваясь от этих ориентиров. Вертикальные и горизонтальные орнаменты лучше начинать рисовать с верхней строки, от центральной точки в стороны – так удастся сохранять симметричность и следить за узором. Круглые или фигурные мотивы лучше выводить от центра рисунка в стороны, заполняя секторами.


Если в виде схемы используется любой не счётный рисунок (ткань, бумага, пластик), то очень удобно закрепить его под обрабатываемой поверхностью. Для этого подойдет малярный скотч. Далее, пользуясь прозрачностью стекла, достаточно обвести основные контуры тонкой линией краски (можно использовать и специальный карандаш). Выбирая краску для обводки, подумайте, не окажется ли она слишком контрастной и броской, смогут ли точки заполнения перекрыть ее. После того как набросок высохнет, можно приступать к заполнению элементов точками.

Важно обязательно давать высыхать каждому цвету и ряду точек, иначе рисунок может смазаться или слиться в неопрятные кляксы. Таким способом можно переносить рисунок и на плоские тарелки или рамки для фото, и на более сложные предметы (вазы, бокалы и т.д.). Во втором случае выбранная схема размещается и закрепляется внутри сосуда.

Для работы в технике точечной росписи используют специальную краску - акриловые контуры. От обычных акриловых красок контур отличается упаковкой - чаще всего это металлические (реже пластиковые) тубы небольшого объема с тонким длинным носиком, которым очень удобно ставить точки. Кроме упаковки контуры отличаются консистенцией – они обычно более густые, и способностью держать форму - в идеале контур не оседает, а получившиеся точки сохраняют свой объем, придавая готовой работе приятный на ощупь рельеф.


Чтобы не испортить работу, новый тюбик контура обязательно надо протестировать на небольшом кусочке дерева или стекла. Попробуйте поставить им точки разного размера и понаблюдайте, как краска поведет себя на поверхности. Иногда совсем свежий контур перед работой на час-два можно положить в холодильник - так он становится гуще и не растекается. Ну и, конечно, не надо забывать чистить длинный пластиковый носик от засохшей краски. Делать это удобнее всего швейной иглой или кусочком тонкой металлической проволоки.

Поверхность изделия, на которую будет нанесена точечная роспись, необходимо подготовить к работе. В первую очередь - очистить с помощью обезжиривателя или спирта. Затем покрасить в нужный цвет согласно задумке и покрыть 2-3 слоями лака. Контурные краски являются финишным материалом, т.е. не требуют закрепления лаком или другими составами.

В этом мастер-классе будет показано, как исправить ошибки в точечной росписи. Это поможет начинающим мастерам не бояться проявлять себя.

В работе я использую контуры фирмы «Таир» разных цветов. Если производитель не указан, то это «Таир». В других случаях фирма-производитель контура указывается дополнительно.
Роспись осуществляется на деревянном блюде диаметром 35 см. Это блюдо можно использовать по назначению, для этого у него имеется небольшая «подошва» около сантиметра высотой, а можно повесить на стену за подвес.
Окрашиваем блюдо в черный цвет акриловой краской. Краску наносим в два слоя с промежуточных высыханием. Покрываем лаком в один слой, оставляем до полного высыхания.

Начинаем разметку с разделения окружности на четыре сектора и нанесения окружности, в которой будет располагаться фигура Шивы.

За основу берем распечатанный рисунок Шивы. Обратную сторону листа штрихуем белым карандашом, особое внимание уделяя контуру фигуры. Прикладываем рисунок в центр блюда и шариковой ручкой или любым другим похожим предметом с нажимом проводим по контуру фигуры. При этом на черной поверхности остается слабый отпечаток узора.

Четче очерчиваем контур белым карандашом, при этом изменяя положение головы и расположенный около нее змей, как принято на классических статуэтках этого индийского божества. Намечаем еще один круг, который будет отделять центральный рисунок от кругового орнамента по краям блюда. Борта разделяем на 16 секторов. Это можно сделать либо на глаз, пошагово проверяя себя линейкой или с помощью круга-лекала , разделенного на 16 частей. Для этого вырезаем круг из бумаги и складываем его пополам четыре раза.

Каждый из 16 секторов делим еще на две части и наносим орнамент на края тарелки белым карандашом в соответствии с задумкой.

Начинаем роспись от центра к краям. Контуром «светлое золото» рисуем контур фигуры, постепенно добавляя детали и другие контуры: зеленый контур по стеклу и керамике фирмы «Декола», красный контур по ткани той же фирмы, «бронза», «медь», «пурпурный металлик», «зеленый травяной» фирмы «Таир». Намечаем внутреннюю окружность контуром «светлое золото».

Заполняем фон очень плотно, создавая непрерывное полотно, располагая точки близко друг к другу. Для этого используем контуры «Таир» «синий перламутровый», «синий» и «синий металлик», а также синий контур по стеклу и керамике фирмы «Декола». Синим перламутровым контуром(он самый светлый из выбранной палитры) наносим завитки, а другими, более темными контурами, дополняем узор.

Наносим внешний круг контуром «Таир» «светлое золото». Украшаем пространство между двумя окружностями крупными точками золотым контуром «Декола».

Переходим к росписи кругового орнамента. Контуром «светлое золото» проходим основные линии: арки первого и второго ряда.

Продолжаем арки второго ряда контурами «золото», «бронза», «медь», каждый цвет в один ряд.

Наносим внешнюю окружность тарелки по краю контуром «светлое золото». Этим же контуром рисуем маленькие арочки, опирающиеся на внешнюю окружность.

Заполняем пространство между маленькими арками у внешней окружности тарелки и рядом, выполненным контуром «медь», точками цвета «пурпурный металлик».

Оставляем до полного высыхания.

Синим контуром по стеклу и керамике фирмы «Декола» заполняем первый ряд арок. Этот контур очень текучий и при высыхании образует однородную гладкую поверхность. Оставляем до полного высыхания.

На синем фоне наносим простой узор из завитушек и «ягод» контуром «светлое золото» фирмы «Таир». Контуром «золото» по стеклу и керамике фирмы «Декола» ставим крупные точки в местах соединения арок с окружностью. Этот контур очень хорош для крупных точек, потому что после высыхания точка не деформируется, остается выпуклой и круглой. Оставляем подсохнуть на 20-30 минут.

Внутри «ягодок» ставим крупные точки зеленым и красным контурами фирмы «Декола».

Внутри второго ряда арок наносим небольшие окружности контуром «светлое золото» и через 20-30 минут внутри каждой окружности ставим крупные точки зеленым и красным контурами фирмы «Декола». Также на этом этапе мне показалось, что граница между пурпурным металликом и медью, а также медью и бронзой слишком четкая и бросается в глаза, поэтому делаем более плавный переход между этими цветами путем расстановки редких точек медного цвета поверх ряда из пурпурных точек. Аналогично поступаем с медью и бронзой.

Маленькие арки у внешней окружности заполняем зеленым контуром по стеклу и керамике «Декола», он имеет такую же консистенцию, как и синий контур, поэтому образует гладкую заливку после высыхания. Пространство во втором ряду арок заполняем крупными точками золотого цвета и медными элементами.

На этом этапе я поняла, что совершила цветовую ошибку, окрасив арки первого ряда в синий цвет, они стали сливаться с синим фоном на рисунке Шивы. Поэтому арки было решено перекрасить. Для этого я взяла зеленый контур «Декола» и залила не все пространство арки, а только поле вокруг завитков и «ягод». Оставляем до полного высыхания.

Повторно проходим светлым золотом завитки и «ягоды», оставляем на 20-30 минут и перекрашиваем «ягоды» внутри. Также во втором ряду арок меняем зеленый цвет на синий, перекрашиваем маленькие арки на внешней окружности в синий цвет и украшаем их зеленым полукругом в светло-золотом контуре.

Повторно проходим контуром «светлое золото» контуры Шивы, чтобы скрыть неидеальное касание фона и фигуры, при этом стараемся попадать по тем же самым точкам. Рисунок станет фактурнее и аккуратнее. Оставляем сохнуть.

Оформляем бортик тарелки крупными точками цвета «светлое золото». На этом фото хорошо видно, что крупные точки контуром «Таир» немного проседают после высыхания.

На обратной стороне тарелки простым узором расписываем выступающую часть дна.

Удаляем карандашную разметку влажной тряпочкой или ластиком.
Покрываем акриловым лаком в 2-3 слоя со всех сторон.

Точечная роспись бутылок — мастер-класс для начинающих можно увидеть ниже — понравится всем, кто хочет просто и оригинально украсить интерьер или сделать подарок. Задекорировать бутылку можно разными способами: сделать декупаж, приклеить фурнитуру, ракушки, пуговицы или просто раскрасить красками. В результате может получиться красивая декоративная ваза. Отдельно стоит отметить точечную роспись, которая делается специальными контурными красками, способными долго держаться и не тускнеть. Техника росписи очень проста, овладеть ею можно достаточно быстро и легко. Однако есть некоторые особенности работы, на которые стоит обратить внимание, чтобы поделка получилась красивой и гармоничной.

Принципы техники

Суть техники заключается в создании картинки или узора при помощи точек, не используя ровные, непрерывные линии. Точечная роспись по стеклу делается специальными контурными акриловыми красками, которые продаются в тюбиках с удобным для работы носиком.

Краски могут быть разного цвета, но чаще всего используется черная, золотистая, серебряная или белая краска. Для точечной росписи также приемлем и обычный акрил (для стекла) разных цветов и оттенков в баночках, но для его нанесения на поверхность бутылки необходимо использовать палочку, например, от кисточки.

При этом стоит учитывать консистенцию краски: не рекомендуется разводить ее жидко, иначе она будет стекать.

Контурные краски более густые по консистенции и не требуют разведения. Достаточно купить несколько тюбиков, вскрыть их и начать работать.

Самая простая роспись, с которой справится и новичок, делается с помощью трафаретного рисунка. Трафареты можно скачать и распечатать, перерисовать с монитора или купить готовые в магазине для творчества. Это могут быть причудливые узоры, изображения зверей, птиц, насекомых, цветов.

Главное, чтобы они содержали как можно больше мелких линий и как можно меньше пустых пространств. Тогда готовая картинка, несмотря на то, что сделана точками, будет смотреться полноценно, как мозаика.

Конечно, нанести на бутылку рисунки и причудливые узоры можно и от руки, а также начать рисовать сразу на стеклянной поверхности. Но если нет уверенности в своих художественных навыках, лучше использовать готовую картинку.

Начинаем творить

Итак, для создания точечной росписи понадобится:

  • любая чистая (без этикеток) бутылка;
  • контурные краски;
  • жидкость для обезжиривания (спирт или жидкость для снятия лака);
  • ватные диски и ватные палочки;
  • контурные шаблоны;
  • иголка;
  • акриловый лак и кисти.

Общий ход работы:

  1. Обезжирить поверхность бутылки: смочить ватный диск спиртом или жидкостью для снятия лака и пройтись по стеклу;
  1. Перенести рисунок на бутылку;
  1. Чуть нажимая на тюбик, начать наносить по линиям рисунка точки (неровности и излишки краски убирать ватной палочкой);

  1. Когда работа будет закончена, оставить ее на просушку, лучше на сутки;
  1. Для защиты краски покрыть бутылку лаком (при желании).

Поделка готова!

Чтобы перенести рисунок на бутылку, проще всего воспользоваться копиркой. Если ее нет, то можно сделать ее самим. Для этого достаточно распечатанную картинку закрасить с обратной стороны мягким простым карандашом. После этого рисунок закрепить заштрихованной стороной на бутылке, например, при помощи скотча, и обвести с нажимом основные элементы рисунка.

На стеклянной поверхности бутылки должны остаться еле заметные линии, которые станут ориентиром для нанесения узора.

Также хорошо остаются следы от карандаша на окрашенной поверхности, поэтому перед росписью рекомендуется раскрасить бутылку акрилом. Например, как на фото:

От интенсивности нажима на тюбик зависит размер точки. Крупными точками, как правило, «обводят» сначала крупные, основные детали узора, а затем приступают к мелким линиям. Крупные точки можно чередовать с мелкими. Также необходимо соблюдать равное расстояние между каждой точкой. Чем точнее будет роспись, тем аккуратнее и гармоничнее будет смотреться работа в целом.

Перед началом работы рекомендуется потренироваться на бумаге. Для бутылки подойдут этнические узоры с мелкими деталями и контурами. Поделка может получиться очень стильной. Такие вазы будут смотреться красиво и оригинально сами по себе, особенно если форма бутылки круглая и напоминает амфору или африканский кувшин.

Чтобы заполнить цветными точками всю поверхность бутылки, рекомендуется использовать готовые схемы, например, для вышивки. Перенести на бутылку карандашом можно только сетку с одинаковыми клеточками, а дальше просто ориентироваться на цветной узор.

Декоративные тарелки всегда являлись особым видом украшения интерьера. В странах Востока расписные тарелки и блюда традиционно украшали домашние интерьеры богатыми узорами и яркими цветами.

Сегодня эти традиции не ушли в прошлое. Красивыми декоративными тарелками можно украсить не только стол, стеллаж или кухонный буфет, но и стены! В первую очередь, это интересная и оригинальная альтернатива панно, пейзажам, и разместить их можно в любой комнате квартиры или дома, на кухне и даже в ванной! Дайте волю фантазии!



Ещё уютнее, теплее и самобытнее станет интерьер, декорированный тарелками ручной работы, а точечная роспись поможет нам в этом. Этот вид рисования достаточно прост, он не требует определенных художественных навыков, поэтому освоить эту технику сможет каждый! Главное только ваше желание, ну и немного терпения.
Для точечной росписи тарелки нам потребуется:
керамическая тарелка;
спиртосодержащая жидкость, салфетки;
акриловые контуры.


Итак, начнём!
Для начала нам необходимо подготовить тарелку к росписи, а именно - хорошенько её обезжирить и просушить. Теперь можно приступать к росписи.
Рисунок тарелки будет состоять из фантазийных листочков разного размера и цвета, но основа у всех листочков будет белой.
Рисуем листик контуром белого цвета. Если от руки нарисовать не получается, то можно нарисовать сначала эскиз карандашом.


Прожилки листика рисуем линиями, а окантовку - мелкими точками.


Контур нужно держать так, как вы привыкли держать шариковую ручку, под углом наклона примерно 45 градусов, важно, чтобы держать контур вам было комфортно, так как процесс долгий и рука быстро устает. Тарелку можно положить на стол или держать в руках, как вам удобнее, но рука в которой вы держите контур обязательно должна иметь опору.
Обводим наш листик точками красного, зелёного и жёлтого цветов. Жёлтые точки делаем крупнее.




Затем делаем ряд из жёлтых точек, но слегка отступив от предыдущего ряда, создавая при этом пустую полоску. В этой пустой полоске мы рисуем волнообразную линию контуром голубого цвета.


Теперь ставим ряд красных точек, все ряды должны быть максимально близко друг к другу, тогда роспись будет выглядеть аккуратнее.
Далее нам нужно будет сделать еще один ряд точек по контуру листа, но опять же отступая от последнего ряда красных точек примерно на один сантиметр. Чтобы этот ряд получился максимально параллельным контуру листа мы делаем разметку, ставим белые точки на одинаковом расстоянии от листа и затем соединяем их.


Внутри образовавшейся пустой полоски рисуем короткие поперечные линии, чередуя при этом контуры разного цвета.


Затем обводим наш листик по контуру голубым и жёлтым цветом. Жёлтые точки делаем крупнее. Наш первый листик готов!


Отступаем небольшое расстояние от нашего готового листика и рисуем ещё один контуром белого цвета и обводим его рядами из точек красного и голубого цвета.




Затем, отступив немного от последнего ряда точек, ставим ещё один ряд, используя голубой контур. При необходимости опять же можем сделать разметку. Внутри полоски рисуем зигзагообразную линию контуром жёлтого цвета.


При работе с контурами всегда держите под рукой салфетку или бумажное полотенце, для того, чтобы вытирать носик контура, удаляя остатки акрила. Чем чище носик - тем точки аккуратнее и ровнее. Мелкие ошибки в росписи можно аккуратно удалить ватной палочкой.
В каждом образовавшемся треугольнике рисуем ещё по одному треугольнику контуром красного цвета, а внутри каждого красного треугольника ставим точку белого цвета. Вот что у нас получилось.


Обводим наш листик рядами из точек белого, зелёного, голубого и жёлтого цвета. Наш второй листик готов!


Рисуем третий листик. Сначала рисуем весь листик с прожилками контуром белого цвета, затем обводим рядами из точек зелёного, красного и жёлтого цвета, жёлтые точки делаем крупнее.


Затем делаем ряд из голубых точек, после чего, отступив от предыдущего ряда примерно на один сантиметр, рисуем новый ряд красного цвета. Внутри образовавшейся полоски рисуем мелкую волнообразную линию контуром белого цвета.


В завершении обрамляем этот листик рядами из голубых, жёлтых и белых точек, белые при этом делая более крупными. Третий листик готов!


Далее рисуем листики меньшего размера на небольшом расстоянии друг от друга.


Затем каждый листик обводим точками разных цветов, чередуя их, а также чередуя мелкие точки с крупными. В итоге получается, что 3-4 ряда точек разного цвета обрамляют каждый мелкий листик.


И завершающим штрихом будут листочки ещё меньшего размера, которыми заполняем всё свободное пространство. Эти листочки мы рисуем только линиями, без точек. Используем разные цвета.


Вот такая чудесная, летняя и позитивная получилась тарелочка!








Чтобы закрепить рисунок, тарелку можно обжечь, либо покрыть лаком. Я предпочитаю обжиг, так рисунок держится прочнее и долговечнее. Тарелку можно мыть с мылом, без применения абразивных материалов и ни в коем случае не замачивать в воде.
Обжиг производится при температуре 140-150 градусов по времени около 15 минут. Обжигаемый предмет ставится в холодную духовку, а по окончании обжига достаётся уже из остывшей духовки.
Теперь тарелочка готова к тому, чтобы украсить ваш дом и радовать вас каждый день! Ведь именно такие вещи, сделанные своими руками, в которые вложена душа, много любви и добрых мыслей несут в себе теплую энергетику и приносят гармонию и счастье в дом!

Цель моего мастер-класса - познакомить всех желающих с этой техникой и показать, что точечная роспись - вид творчества увлекательный и очень заразительный. Один раз попробовав, остановиться потом просто невозможно:)
За точечной росписью время летит незаметно, а результат превосходит самые смелые ожидания.
Точечная роспись хороша тем, что при создании орнаментов можно фантазировать безгранично, корректировать рисунки прямо во время работы, добавляя все новые элементы и линии.
Можно рисовать от руки, а можно использовать готовые трафареты. Как видите, возможностей много, и каждая работа получается уникальной и неповторимой.
Для работы я использовала:
- тарелка неглубокая, прозрачная, стеклянная. В моем случае диаметр тарелки 20 см;
- бумага;
- карандаш;
- циркуль;
- линейка;
- скотч;
- ножницы;
- акриловые контуры для стекла и керамики. Цвета: золото, бронза, белый, фиолетовый;
- акриловая краска для фона;
- спонж или губка для нанесения акриловой краски;
- обезжириватель для стекла (спирт, ацетон).




Для начала рисуем и вырезаем из бумаги трафарет. У меня трафарета два. Круг с цветочным орнаментом - для центральной части тарелки. Второй трафарет для окантовки тарелки. Трафареты придуманы и нарисованы от руки.


С помощью скотча крепим бумагу с изображением на обратную сторону тарелки.


Рабочую поверхность тарелки обезжириваем. Когда поверхность высохнет, можно приступать к нанесению точек и созданию рисунка.
Начинаем с обозначения основных линий рисунка - овалов, которые переплетаются между собой. Все овалы я обвела контуром бронзового цвета.




Трафаретом пользоваться можно и нужно, когда стоит задача нарисовать симметричное изображение.
Ромбы внутри композиции обводим точками золотого цвета. Чтобы точки не сливались между собой, соблюдайте расстояние между ними и делайте небольшие перерывы в работе, дав точкам немного подсохнуть. Цвета контуров можно конечно же выбирать на свое усмотрение.




Белый цвет контура хорошо подходит для того, чтобы освежить рисунок. Ставим крупные белые точки в основании овалов.


Теперь продолжаем рисовать белым контуром, но делаем маленькие точки: рисуем небольшие лепестки.


Внутри золотых ромбов ставим крупные точки бронзовым контуром. Внутри белых лепестков рисуем ряды точек. Важно менять цвета контуров, чтобы был виден контраст.


На данном этапе трафарет центральной части больше не нужен, так как обведены все основные линии рисунка. Можно трафарет смело удалять.


Теперь можно дать волю своей фантазии. Маленькими точками заполняем пространство между золотыми ромбами.




Уже четко прорисовывается цветочный орнамент. С внешней стороны рисунка ставим крупные белые точки.Соединяем точки между собой, рисуя овальные линии. На этом этапе рисуем овальные линии через один. Незаполненные промежутки заполняем точками золотого цвета.






Над белыми вальными линиями параллельно рисуем линии крупными фиолетовыми точками.
Над золотыми линиями рисуем точки белым контуром.
При работе с контурами я заметила, что неметаллизированные цвета контуров (белый, желтый, зеленый, фиолетовый и так далее) более жидкие, чем такие цвета, как золото, серебро и бронза. Поэтому при работе, в том числе, с фиолетовым контуром будьте аккуратны: делайте расстояние между точками больше, иначе точки просто сольются в сплошную линию.




Теперь рисуем следующий ряд над фиолетовыми точками - золотой. Эти элементы «вытягиваем», дорисовывая линии цветами контуров в таком порядке: бронза, белый, фиолетовый.






На этом оформление центральной части композиции я завершила. Приступаем к окантовке тарелки. По краю тарелки обводим линии точками бронзового цвета. И так делаем по все длине окружности.




Добавляем точки золотого цвета, а затем - белого.




Вот так выглядит тарелка уже без трафаретов.


Заключительный этап: создание фона. Фон в данном случае является обязательным, так как на прозрачном стекле рисунок теряется и выглядит не так эффектно, как хотелось бы.
Для этого переворачиваем тарелку и спонжем наносим акриловую краску промакивающими движениями.




Мне понадобилось нанести два слоя краски, чтобы тарелка стала непрозрачной. Время высыхания каждого слоя - не менее 1 часа.
Оставьте готовую работу до полного высыхания, а затем наслаждайтесь результатом.