Схемы для батика. Эскизы для батика, шаблон цветка для начинающих

  • 14.01.2024

Раскрашивание ткани — это вполне доступное занятие даже на дому. В наше время предоставляется огромнейший выбор красок и инструментов в продаже. В данной статье предоставлена информация если не всех, то основных секретов батика для начинающих, мастер-классы по изготовлению эксклюзивного шелкового шарфика, а также рассказ о некоторых методах и особенностях росписи по ткани.

Применение батика

Батик применяют преимущественно на натуральных тканях, хотя существуют краски и для синтетического текстиля. Его применяют редко, так как работать с шелком и хлопком — одно удовольствие для художников и новичков. Расписывать ткань пригодится во многих случаях, например, для создания картин. Водные разводы и четкие границы, плавающие переливы цветов позволено на ткани куда быстрее, чем на бумаге.

Создание индивидуального стиля и раскраски одежды для шелковых блузок, шарфов, хлопковых постельных наборов или футболок, платьев. В домашних условиях вполне реально и главное безопасно разрисовать вещь специальными красками по ткани.

Особенности по художеству

Краски маркируются по назначению и имеют сопутствующую инструкцию к применению. Акриловые и анилиновые краски разбавляются водой, но не спешите набирать ее из под крана. Воду нужно использовать предварительно очищенную или дистиллированную, во избежание некрасивых разводов из-за примесей в воде. Хотя наоборот, если специально добавить обычную поваренную соль в раствор, то можно разрисовать красивые пятнистые капли.


В батике рисование обычно начинают с нанесения специального резервирующего состава, который будет ограничивать краску.

Он наносится так, чтобы образовывались замкнутые островки, и если все сделано верно, то стопроцентно будет препятствовать попадания краски за границы рисунка.

Краски в основном на водной основе, поэтому можно варьировать оттенками и насыщенностью разбавляя в воде. Кисти используются в основном синтетические. На шелке и тонких тканях используют чаще легкие анилиновые красители, акрил берется тяжелой пленкой и желательно его использовать либо в очень разбавленном виде, что приведет к потере яркости цветов, либо на плотных тканях. Впрочем, на футболках достаточно часто встречается резиновые аппликации, которые в большинстве случаев не портят вид.


Для рисования по ткани нужно запастись не только красками и специальным раствором для резерва, но и достаточно экзотическими инструментами — трубки для жидкостного резерва на основе бензина и резинового клея и медным чантингом, если используется горячий воск.

Ткань закрепляется на рамке из деревянных реек с помощью кнопок. Использовать можно дощечку, если объем работы небольшой. Картинки наносятся также различными способами. В зависимости от степени художественных навыков, можно использовать трафареты и шаблоны, или же разрисовать кистями вручную.

Несколько способов

Батик выполняется несколькими способами. Первый способ называется узелковый и делается он достаточно просто. С помощью специальных красителей, либо же натуральных (например, луковая шелуха, краснокочанная капуста, свекла, шпинат) делают раствор в пластиковой или эмалированной емкости, все равно окрасится так, что ничем не отмоешь, поэтому берите то, что вам не жалко. Затем ткань связывается плотно нитками и окунается в красители.


Холодный батик — это применение бензинового резерва, контуры рисунка наносятся стеклянной трубкой, затем раскрашиваются красками и кистями ручной росписью.


Техника горячего батика выполняется с помощью растопленного воска с погружением изделия в краситель. Рисунки всех видов и способов окрашивания будут отличаться друг от друга.

Роспись по ткани на дому

Рассмотрим на наглядном примере создание шелкового шарфа своими руками.

Нам потребуется ряд материалов и инструментов, которые впрочем, доступны в продаже:

  1. Шелк размером 35*160 см;
  2. Резерв для холодного батика на основе бензина;
  3. Стеклянная трубка для резерва;
  4. Краски и по шелку;
  5. Кисти синтетические разной толщины;
  6. Рамка из деревянных реек;
  7. Канцелярские кнопки;
  8. Эскизы на картоне.

Шаг 1. Закрепляем мокрый шелк в подрамнике с помощью кнопок. Натягивать ткань нужно хорошо, чтобы у нас образовался упругий холст. Под низ помещаем бумагу с эскизом, теперь нам будет легко повторить рисунок.


Шаг 2. Первые штрихи мы наносим резервирующим составом. Набираем его в стеклянную трубку спринцовкой или шприцом. Жидкости наливаем немного, чтобы с прикасанием к ткани она не растеклась широким пятном. Состав наносим по контурам рисунка, не допуская разрывов. Нужно дать время просохнуть линиям.



Шаг 3. Начинаем расписывать шарфик красками, намочив большую кисть прокипяченной холодной водой, пройдитесь по всем участкам, затем, макая в краску, сделайте легкие разводы. Это первый слой. Ждем высыхания.

Современный батик — это ничто иное, как техника росписи ткани, которая черпает свои корни из древнего Китая, Индонезии, Африки, а также Южной Индии. Традиционно эскизы для батика наносились на очень тонким слоем воска, после чего материал погружался в специальную краску. Стоит отметить, что при такой процедуре покрытые воском ткани не окрашивались.
Многие археологические находки подтверждают факт существования батика в древних цивилизациях. Стоит вспомнить, к примеру, древние перуанские ткани, которые были распространены много тысяч лет тому назад. Технологию батика применяли в древней Японии, Китае, Шри-Ланке, Шумере, а также в различных африканских государствах.
Искусство тканей — батик, принесло миру сари Индии, кимоно Японии, сарафаны России. В качестве оригинального украшения в японском интерьере очень часто использовались ширмы с применением техники батика. Они украшались стихами, каллиграфией и живописью. Животные приемы, сами материалы (шелк, тушь), техника и методика весьма близка к древней китайской каллиграфии. Методика росписи требовала огромного умения, ведь шелк предварительно подвергался обработки рисовым крахмалом, специальными составами, квасцами. На полотнах зачастую писали полусухой кистью. Полностью готовое изделие создавало ощущение дороговизны, роскоши в традиционном лаконичном японском интерьере.
Сравнительно недавно в нашем государстве возникла ручная роспись хлопчатобумажных и шелковых тканей. В начале 20-го века отечественные художники, которые изучали технику росписи на тканях, создали абсолютно новую технологию "ГУТТА" (применение резервирующего состава для точного нанесения контура рисунка), которая на сегодняшний день, является чрезвычайно популярной во всем мире. Современная методика батика вобрала в себе все самые лучшие художественные особенности многих изобразительных искусств — пастели, мозаики, витража, акварели и графики. В отличие от других художественных ремесел, тут нет прямых преемственных взаимосвязей с крестьянским бытовым и натуральным искусством и нет прочно утвердившихся традиций.
, оформляет идеи на изделиях, которые, так или иначе, дополняют костюм (галстуки, палантины, шарфы, шейные и головные платки), а также портьеры, панно, придающие абсолютно любому своеобразную изысканность. Как бы там ни было в наши дни, как и прежде больше всего ценится ручная роспись на тканях, поэтому многие художники в основном создают ручные произведения искусства, сочетая традиции японско-китайской росписи и технологию яванского батика.

В данной статье вы сможете увидеть подборку эскизов для батика, которые помогут вам в начинании дела ручной росписи.





Начиная заниматься новым для себя видом деятельности, каждый человек вначале изучает эту деятельность теоретически. Узнав, что она из себя представляет, стремится попробовать. Здесь начинаются первые проблемы и вопросы. С чего начать? Основной вопрос, мучающий новичка.
Батик в этом плане ничуть не отличается от иных видов деятельности. Узнав механику нанесения рисунка и требуемые материалы, новичок испытывает потребность нарисовать свою первую картину на ткани. Как известно, для того, чтобы наносить правильный рисунок, необходимо представлять себе, что должно выйти в конце. Сомнительно, что начинающий художник сможет удержать в голове и способ рисования и механику и конечный рисунок. Для облегчения этой задачи, мы подготовили подборку батик рисунков для начинающих заниматься этим, несомненно достойным, искусством.
Конечно, лучше всего по первой использовать простые графические рисунки. Состоящие из 1-3 цветов. Их нетрудно будет нанести даже не очень хорошо рисующему человеку. К примеру, такую бабочку можно распечатать на самоклеющейся бумаге для принтера, вырезать трафарет и, приклеив его к ткани, наносить резерв или краску.

Все предоставленные трафареты однотонные, но вы вполне можете сделать их многоцветными, изображения от этого только выиграют.

И, напоследок, еще несколько узоров, отлично подходящих для росписи ткани.

Использование шаблонов для батика не означает слепое перерисовывание уже готовых растительных форм и заполнение их цветом. Хотя многие начинающие художники могут воспользоваться и таким способом в освоении нового ремесла.

Составление оригинальных композиций на основе имеющихся готовых орнаментов не менее трудное занятие, чем первоначальное сочинение этих самых орнаментов. Удачные комбинации орнаментальных форм в соответствии с законами композиции позволяют создать гармоничное произведение искусства. Поэтому порой художник должен иметь под рукой готовые шаблоны для росписи в технике батик или для любого другого прикладного искусства. Составлению композиции посвящена отдельная , с которой вы можете познакомиться на нашем сайте.

Например, в композиции платка Георгины, представленной ниже, использованы различные орнаменты, объединенные общей композицией. Здесь и цветы георгины как таковые в фронтальной проекции и стилизованные орнаментальные мотивы этих же цветов в фоне. Все это дополнено разбивкой общей плоскости платка на сегменты, где присутствует тот или иной орнамент.

Как правило, стилизуют растительные формы. Трансформации подвергаются листья, цветы, деревья, отдельные растительные элементы, вплоть до тычинок и пестиков. Расцвет стилизации растительных форм в истории искусства приходится, пожалуй, на эпоху модерна.

Примером стилизации могут служить эскизы Эжена Грассе , представителя эпохи модерна. В основе трансформации растительной формы лежит глубокий и доскональный анализ природной формы растения.

Познакомимся с некоторыми уникальными шаблонами, которые вы можете использовать в своем творчестве. Их можно распечатать для батика или росписи по стеклу в готовом виде или на их основе создать композицию более сложную.

Применение орнаментов и шаблонов в работе облегчает освоение композиции и позволяет создавать новые произведения искусства.

Успехов в творчестве!

Стиль Ар-нуво (от фр. «новое искусство») возник в конце 19 века и был распространен в странах Европы, а также в Америке. Другое название стиля - модерн. Модерн пришел на смену эклектики, где использовались комбинации элементов всех предшествовавших стилей. Художники, архитекторы нового времени были объяты едиными идеалами и идеями, в которых стремились создать нечто совершенно отличающееся от прежних веяний в искусстве. И им это удалось! Источником вдохновения и основой стиля ар-нуво стало использование растительных форм, стилизация природных элементов . В модерне наблюдается отход от прямых линий и углов, появляется текучесть, плавность.

Особенно яркими представителями этого стиля стали такие художники, как Густав Климт , Уильям Моррис, Альфонс Муха , Михаил Врубель, Леон Бакст, Эдвард Мунк и другие.

Орнаменты и элементы стиля сразу нашли свое применение в декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.

Модерн просуществовал в течение 30 лет и затем стал быстро угасать, но по сей день его извилистые формы используются художниками современности в самых разных направлениях искусства, например, в батике, декоративной живописи, в дизайне интерьера.

Вот и я предлагаю Вам приобщиться к этой вехе развития искусства и воспользоваться в своих работах шаблонами стиля ар-нуво . Трафареты могут быть использованы для создания композиций, как в батике, так и в росписи по стеклу, росписи стен в интерьере и с любой другой целью.

Приведу пример как можно использовать данные трафареты в работах, тому послужит мой платочек "Ромашки и рыбки" 90*90 см 100% атласный шелк

Здесь были использованы животные орнаменты и растительные орнаменты ромашек, объединенные единой центральной композицией платка.

Эксперименты с цветом и комбинации различных трафаретов в композиции могут принести удивительные результаты в виде красивых вещей в стиле модерн!