Презентация "Щепа. Тиснение и резьба по бересте"

  • 20.02.2024

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 класс

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Цель: формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: Урок - образ

Оснащение:

Иллюстрация птицы - солнца

Изображение птиц разных видов

Демонстрационный материал с изображением предметов быта из бересты и дерева.

Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, акварельные

краски, ножницы, клей, кисти для клея и акварели.

Сценарий урока

Здравствуйте ребята! Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках?(в вышивках, резьбе).Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения (просмотр презентации мезенская роспись) .Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Рассказ учащегося.

В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка

Практическая работа учащихся

С помощью шаблона на картон переводят туловище птички

и вырезают его (2-е части);

В туловище птицы делают прорезь для крыльев;

Птицу украшают разноцветными рисунками;

Из тонкой белой или цветной бумаги вырезают

прямоугольник и складывают гармошкой;

Сложенную гармошку продевают в прорезь и симметрично

расправляют по бокам птицы - крылья;

Верхние края гармошки поднимают вверх и фиксируют

клеем или стиплером.

Вторую гармошку разрезать на две неравные части (хохолок и хвост)

Закрепляют между 2-я деталями туловища.

Украшают вырезкой

Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.

Рефлексия

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни



Содержание Введение | Резьба и роспись по дереву 1.1 Художественные изделия из бересты 1.2 Матрешка 1.3 Хохломская роспись | | Художественная керамика 2.1Филимоновская игрушка 2.2 Скопинкая керамика 2.3 Дымковская игрушка | | | Резьба по кости 3.1 Чукотский костерезный промысел 3.2 Тобольская резьба по кости \V Декоративная роспись на металле 4.1 Уральские расписные подносы 4.2 Жостовские подносы V Кружевоплетение 5.1 Вологодское кружево 5.2 Кировское кружево Выводы


Народное декоративно-прикладное искусство- результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища, одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят органичное использование в разных предметах быта. Это умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы. Так сложились традиционные для многих народов нашей страны виды ремесла: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, обработка дерева и др. Введение




Художественные изделия из бересты Удивительные свойства бересты еще издавна считались незаменимыми в быту у сибирских крестьян. Бересту (верхний слой коры березы) использовали для изготовления посуды под сельскохозяйственные продукты. Берестяные туеса делали для хранения молока. Сметаны, рыбы, мяса. Прочность, гибкость, устойчивость против гниения - вот главные качества этого материала. Производством изделий из бересты занимались мастера многих губерний России. Уже в XV| | в. прорезную бересту стали использовать для украшения. Материалом для работы служит береста, заготовленная в мае- июне, во время сокодвижения. В это время она эластична, легко снимается со ствола дерева, при тиснении на ней остается глубокий рисунок с мягкими краями.


Существует 3 вида изготовления изделий из бересты: Плетеные Они выполнялись из полос берёсты косым или прямым плетением. Ширина полосы могла быть от минимальной 5 мм. до 6-7 см. максимум. Размеры самих изделий очень разняться. Походная солонка могла быть размером меньше кулака, а сундук из берёсты не уступал по размерам своему собрату из досок. Основные типы это – корзина, пестерь, зобня, горлатка, сумка, короб. Пластовые Полотуха изготовлялась из двух-трех пластов бересты, которые прошивались и скреплялись корнем сосны или полоской бересты. Форма обычно прямоугольная в плане и низкая по высоте. Размеры разные в зависимости от назначения. Обычно полотухи использовались для временного хранения, сбора, переработки продуктов. Коробки проще по изготовлению. Они делались из одного пласта бересты, который сгибался и закреплялся обычно прутиком.


Комбинированный Самый распространенный тип из комбинированных изделий туес (сколотень плюс пластовая береста). Сколотень – это цилиндр из бересты, который снимается с березового кряжа. Размеры его могут достигать см в высоту, от 5 до 30 см в диаметре. Он придает цилиндрическую форму туесу (бураку). Сверху сколотня из пластовой бересты рубашка, соединенная в замок. Сколотень скрепляется с рубашкой выворотным способом или прошивкой. Дно и крышка делаются из дерева. Крышка может иметь ручку-дужку или ручку-пупочку. Ручка – дужка из дерева или бересты. Рубашка может быть декорирована росписью, тиснением, резьбой. Из берёсты делались и простые древнейшие музыкальные инструменты – рожки и дудки. Охотники, подавали друг другу условные сигналы, подражали рёву лося. Пастухи могли с помощью рожка управлять движением стада.


Матрешка Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она - не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов - памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она - и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные "болванки" - "белье" - в арт- салоне или у самого мастера-токаря. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо - и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку.


Из стен мастерской "Детское воспитание", основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, "неделимой", была матрёшка - спеленатый младенец. Но откуда взялось это имя - матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater - мать), а третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.


Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи - лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь - теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом - сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".


Хохломская роспись Название «золотая хохлома» очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Коверинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XV| |. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. При изготовлении изделие проходит множество стадий: вырезается из липы полуфабрикат, покрывается слоем жидкой глины, пропитывается льняным маслом, шпаклюется, ликвидируются трещины, затем вновь покрывается маслом.


Существует различное художественное оформление: Верховое письмо (роспись по металлизированному фону веток, цветов, ягод); Травка (написанные черным и красным цветом кустики и веточки); Под фон (когда цветом покрывается фон, ее основной мотив рисунка остается светлым с небольшой штриховой разделкой); Кудрина (узор, который отличается укрупненным размером, а все остальные формы напоминают круглящиеся растительные завитки).




Филимоновская игрушка Филимоновская игрушка русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Своё название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине X|X века в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XV| века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.


Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета игрушки получаются яркими и весёлыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.


Скопинская керамика Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный вид народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас. Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось имя первого скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников. В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера- экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.


Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.


Дымковская игрушка Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской.


Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.




Чукотский костерезный промысел Чукотский косторезный промысел - наиболее древний центр искусства резьбы и гравировки на моржовых клыках.. Своеобразие этого искусства состоит в органическом соединении рационально сделанного предмета с художественным оформлением, как бы уточняющим его назначение и "одушевляющим" его. Разнообразные предметы из кости выполнялись как необходимые в быту охотников вещи: ножи, гарпуны, наконечники. Их поверхность украшалась гравированным орнаментом, рисунки которого до сих пор не разгаданы, или скульптурным изображением, усиливающим функцию предмета, охраняющим его владельца от беды, способствующим удаче в охоте. Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха и скультурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке. На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события. Мастера выполняют скульптуры отдельных животных во время отдыха и скультурные группы. Одинарные фигурки имеют совсем небольшой размер и редко помещаются на подставку из блока кости. Многофигурные композиции чаще связаны с размещением их на клыке. На боковой стороне подставки как правило, дан гравированный рисунок, дополняющий рассказ об охоте или другом событии, зафиксированном в персонажах скульптуры. Сочетание двух видов искусства - скульптуры и гравюры - подчеркивает и расширяет содержание изображаемого события.


Тобольская резьба по кости Тобольская резьба по кости ведет свой отсчет с 1860-х годов. Наличие ископаемой мамонтовой кости, которую до сих пор находят в Сибири, а также опыт народностей, проживающих в бассейне реки Обь, подсказали возможность заниматься художественной обработкой кости и русскому населению. В основном изображали северных жителей, занятых своими повседневными делами. Персонажи скульптур вырезались отдельными фигурами и затем размещались на подставке. При большом количестве фигур, деревьев и чума вся скульптурная группа напоминает макет, в котором рассказ о событии был важнее художественно- пластической организации прастранства.
Уральские расписные подносы Уральские расписные подносы стали изготовлять в 18в., в период развития металлургического производства, связанного также с выпуском листового железа. Яркая многокрасочная роспись надолго закрепилась в Нижнем Тагиле. Здесь выковывали различных форм подносы: с просечным высоким бортом, с фигурными ручками. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, выполнялась с помощью кисти размашистая роспись веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения. Но её цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство поддносов. По загрунтованному металлу наносился цветной фон, выполнялась с помощью кисти размашистая роспись веток с цветами или букетов, некоторые элементы наносились даже пальцем. Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения. Но её цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство поддносов.


Жостовские подносы Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. В первой четверти Х|X века в селе Жостово кто-то решил, что технологию лаковой обработки коробочек из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски. Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала наблагодатную почву. Так и появились Жостовские подносы, которые благополучно существуют и по сей день. Вологодское кружево История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку». Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.(7, электр. версия)


Кировское кружево Считается, что вятские кружева появились в начале XV| | | в. Во второй половине X|X в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарекая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы. Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой.


Выводы В каждом из художественных промыслов есть богатейшие возможности для создания вещей, обладающих значительными эстетическими ценностями, что доказано и опытом мастеров предшествующих поколений, и работами мастеров нашего времени. Подтверждением этого служат коллекции музеев, в которых изделия народных мастеров хранятся наравне с произведениями живописи, скульптуры, графики. Невозможно переоценить значение кладези народных традиций для духовного воспитания и развития подрастающего поколения. С детского возраста мы обязаны знакомить детей с народными традициями, культурой для того, чтобы будущие поколения смогли сохранить и приумножить все то, что было накоплено веками, собрано по крупицам.


ГЖЕЛЬ


ХОХЛОМА


ЖОСТОВО. Роспись по металлу.


ГОРОДЕЦКАЯ

РОСПИСЬ


Промысел – это мелкое ремесленное производство, обычно как подсобное занятие при основном, сельскохозяйственном.





Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



Туеса из бересты

Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности. Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска - вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева.




Короб из луба расписной.

Не только на Русском Севере, но и на Урале, в других уголках России украшают берестяную утварь ажурным резным узором.

Хлебница из бересты.

Просечными и тесненными узорами можно украшать берестяные ларцы, короба, блюда, ларцы, шкатулки...


Мезенская роспись

Работы мастера

Ивана Фатьянова

КОРОБУШКИ. Луб, дерево

Мезенская роспись. 1970-е гг.


Бураки из бересты

Набируха для ягод из луба и бересты.


Изделия из щепы


Птица счастья


Закончи предложение:

1).А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2).Больше всего мне понравилось...

3).Самым интересным сегодня на уроке было… 4).Самым сложным для меня сегодня было …

5).Сегодня я научился…

6).Сегодня я задумался…


Раскрась птицу (какое у тебя настроение)

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

Урок 17. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.

Цели деятельности учителя

Формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока

Урок-образ.

Планируемые
образовательные

результаты

Личностные : проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные : различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой; фронтальная, индивидуальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Учебник ИЗО 5 класс

Оборудование

Учебник, карандаш, альбом, краски, кисти, емкость для воды.

Наглядно-демонстрационный материал

Фотографии работ.

Основные понятия и термины

Щепа, луб, береста.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации совзаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии

Приветствие. (Здравствуйте, ребята!)

Проверка явки учащихся по журналу.

Проверка готовности к уроку (наличие учебных пособий и письменных принадлежностей).

Постановка целей и производственных задач перед учащимися.

Что на ваш взгляд удивительного в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках? (в вышивках, резьбе). Сегодня мы познакомимся с новым промыслом, с историей зарождения, и техникой выполнения.

Делятся впечатлениями

Фронтальная работа

Познавательные: сравнивают объекты.

Регулятивные:

выдвигают версии (об увиденном).

Коммуникативные: корректируют свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).

Личностные: осознают свои интересы (что значит учиться видеть)

Продолжение табл.

II. Изучение нового материала

Игровой.

Объяснительно-иллюстративный

Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой. А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка.

Отвечают на поставленные вопросы.

Индивиду-

альная,

групповая работа

Познавательные: узнают новое

Регулятивные:

работают по плану, сверяясь с целью.

Коммуникативные: организуют работу в группе.

Личностные:

осваивают новые социальные роли

Окончание табл.

III. Творческая практическая деятельность

Исследовательский

Практическая работа учащихся

С помощью шаблона на бумагу переводят туловище птички;

Птицу украшают разноцветными рисунками;

Хвост и хохолок разрисовывают в северных традициях.

Выполнение творческой работы.

Индивидуальная работа

Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

в форме «вопрос – ответ»

Рефлексия: Что такое луб, щепа, береста? Где зародился данный вид промысла?

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Отвечают

на вопросы

в форме диалога с учителем. Просмотр, обсуждение

и оценка проделанной работы.

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.


Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе.

Изделия из луба




Мезенская роспись

Вдоль реки Мезень, протекающей по территории Коми АССР и Архангельской области и впадающей в Белое море, с древности жили народы, привыкшие смирять суровый характер величественной и дикой природы. Лес делился с людьми пушным зверьем и птицей, полноводная речка одаривала рыбой. Кони и олени были лучшими помощниками человека в промыслах и земледелии. Все эти образы не могли не найти места в мезенской росписи



Применяемая техника: капелька, усик, штрих, листок. Основным

мотивом является геометрический орнамент – солярные знаки, кресты,

ромбы.



Практическая работа:

расписать форму туеса мезенской росписью